Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Китай 2.0

15.10.2023

Спасибо этому дому, пойдем к другому.

– Фольклорное

 

Недавно МВФ выпустил свой очередной обзор мировой экономики, закономерно названный World Economic Outlook, с традиционной же приставкой, указующей на дату – October 2023. И была в нем, помимо всех прочих фиксаций побед и рисков (как известно, лучше всего МВФ удаются годовые прогнозы, издаваемые в ноябре), любопытная фиксация прогнозируемого экономического роста, в сравнении с прошлым годом, среди, скажем так, достаточно крупных стран. Фактически, это был определенный прогноз не столько лидерства как такового, сколько ожидаемого фокуса внимания, роста фондового рынка, призывов внимательно изучать соответствующий опыт и так далее и тому подобное.

Не будем таить: первое место по итогам прошлого 2022, текущего 2023 и прогнозного 2024 года заняла Индия, давшая 7% в прошлом году и ожидающая, по мнению МВФ, чуть более 6% в текущем и следующем. Китай занял второе место с 3%, 5% и 4,2% соответственно, у США показатели 2-2-1,5%, 3,5-1,2-1,5% у Канады, менее 2% у Японии и сравнимые с канадскими показатели прочих стран G7 вроде Великобритании Франции и Италии. Особняком стоит лишь Германия ожидающая в этом году спад. России в списке ожидаемо нет, для мира же показатели колеблются от 3,5% в прошлом году до 2,9% в будущем. В общем, Индия – будущий чемпион (по версии МВФ), и индийская экономика взлетит яростной ракетой, оставляя далеко за собой всех конкурентов, включая Китай. Наверное.

Индийского вопроса я касался довольно-таки давно, в 2015 году, пара материалов есть здесь и здесь. Глобально ситуация в Индии с тех пор не поменялась: Индия так и осталась аграрной страной, никуда не делось многоязычие в делопроизводстве, сложности с регулированием и огромное количество локальных особенностей в зависимости от штата. Никуда не делись инфраструктурные проблемы, что показал лютый блэкаут 12 октября 2020 года, оставивший без света на полный рабочий день весь двадцатимиллионный Мумбаи.

Справедливости ради, заметное движение в инфраструктурную сторону есть: за период 2014-2019 годов Индии удалось реализовать фундаментальную (без шуток) программу премьера Нарендры Моди по массовому строительству сортиров, красиво названную Clean India ("Чистая Индия"). За пять лет было построено более 110 миллионов туалетов, дав возможность шести сотням миллионов человек оправляться в культурных условиях, а не в кустах, в полях, прудах или даже прямо на открытом пространстве. Звучит воистину дико – но для Индии это действительно было огромной санитарной проблемой, которая сейчас уменьшилась в масштабе, но взамен ей пришла проблема поддержания функционала всей этой системы, со своевременным ремонтом, обеспечением подачи воды и так далее.

Далее, Индия была и остается страной с достаточно молодым населением, средний возраст индийца – 28 лет, для сравнения, в Китае это уже 39 лет (эхо политики одного ребенка, отмененной слишком поздно), в России – 40 лет. Сельское население составляет 64%, снизившись с 67% в 2015 году, опять же, для сравнения, мировой уровень – 38%, в РФ же не в городах проживает около 24% населения. Отдельно мы видим примитивную и очень дешевую систему социальной поддержки. Так, пенсионный возраст в Индии – 60 лет, но пенсию получают только граждане, проработавшие более 40 лет в государственном секторе или на военной службе. Соответственно, значительная часть населения пенсию просто не получает, надеясь на детей, накопления, землю и прочее "буду работать, пока не помру". При этом по подушевому ВВП Индия уступает Китаю в 4-5 раз – уже превосходя того по численности населения и не имея в истории инсектоидной жестокости по отношению к своему же населению – от "культурной революции" до ковидного беснования с заваренными дверями подъездов, за что население вполне может и ответить.

Что еще изменилось за эти годы? Изменился Китай. Китай сделал жесткую ставку на развитие технологий и на обеспечение их окупаемости через возгонку внутреннего потребительского спроса, отойдя от чисто экспортной модели, при этом возгонка эта осуществлялась через увеличение долгов, причем на всех уровнях, но особо отличились здесь муниципальные и региональные структуры. Эффект некоторый был достигнут, но не тот, который ожидался, и это видно по цифрам роста ВВП, по замедлению его – рывки на 10% в год остались в далеком прошлом. Индия, как мы видим, уже сейчас дает более высокие цифры, при этом она не обременена долгами, кроме того, индийская бюрократия куда менее эффективна китайской – но и это ей не мешает, а Китаю не помогает.

К чему все это? К тому, что, с высокой вероятностью, прямо на наших глазах в ближайшие полтора-два десятка лет можно будет вживую наблюдать, как работает механизм инвестиционного взаимодействия развитых и развивающихся стран. Здесь можно вспомнить послевоенную историю Европы и т.н. "немецкое экономическое чудо" – почти два десятка лет солидного экономического роста, которое традиционно связывается с именами канцлера Конрада Аденауэра и министра экономики (позже канцлера) Людвига Эрхарда. Безусловно, это были грамотные уважаемые джентльмены – но чем тогда объяснить аналогичное "итальянское чудо" в стране с чехардой правительств и, что еще веселее, "греческое чудо", с хунтой "черных полковников"? Моделью, исключительно моделью – дешевый труд и дешевая морская логистика в обмен на инвестиции при условии доступа на богатые внешние рынки сбыта творят чудеса в локальной экономике, и они тем больше, чем раньше страна встала на такой путь взаимодействия. Первыми были Германия и Япония, во второй категории как раз Италия, Южная Корея и Тайвань (и некоторые иные страны), третьим по счету был Китай, четвертыми – всякие прочие "тигрята" вроде Вьетнама и Индонезии, равно как и выделяющаяся среди них Индия, наконец, остается еще Африка.

Важно здесь что, что для этих новых стран (от Китая и моложе) во весь рост встает типичный вопрос инвестиционного взаимодействия. С ростом инвестиций постепенно начинается рост зарплат, сиречь потеря конкурентоспособности. А еще более нищих вокруг — навалом. Капитал надо и привлечь (чтоб он не ушел в более технически-инфраструктурно-образовательно продвинутую деятельность, в полном соответствии с принципом круговой причинности Гуннара Мюрдаля), и удерживать (чтоб не ушел к тем, кто будет просить меньше). И это нетривиальная задача, когда достигается этот предел по доходам, к которому уже близок Китай.

Безусловно, из Индии еще будут делать Китай 2.0. Запасы ресурсов (по модели) для этого вполне достаточны – подушевой ВВП там в разы ниже, чем в КНР, на экологию население традиционно плюет, климатические условия и близость к морю схожи, огромные резервы по сельскому населению, которое можно двигать в города. Дополнительный плюс может быть и от управленческой оптимизации в виде избавления от архаичных регуляторных практик времен каст и княжеств – и это воистину эпическая задача для Индии. Рывок они дадут, значимый для них – но не для мира в целом.

Отдельным боком здесь встает сложная политическая ситуация. Индия и Китай, таким образом, превращаются в прямых конкурентов, конкурентов за иностранные инвестиции, играющих в одной и той же лиге. При этом обе эти страны являются членами BRICS, при этом же у них на границе регулярно происходят столкновения. Далее, Индия бойкотирует китайскую инициативу "один пояс – один путь", вписавшись, в свою очередь, в альтернативный логистический проект, анонсированный месяц назад на последней встрече G20, в который, согласно меморандуму, должны войти Индия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания, Израиль и Евросоюз. Иначе говоря, к реализации предлагается полноценное превращение Индии в сборочную мастерскую для Евросоюза и мира в целом, а "много думающий о себе" Китай будет постепенно, вполне естественным путем, через долговые проблемы и отток капитала, с этой позиции смещаться.

Скорее всего, бескровно это не пройдет. Но это уже вне фокуса данной заметки. А вот на индийский фондовый рынок и на индийское делопроизводство посмотреть, пожалуй, все же стоит – тем, кто может быть заинтересовано в таком партнерстве с очередным нарождающимся гигантом.

Опубликовано 15.10.23 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Китай, Разделение труда, Индия

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены