Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Тихая гавань

21.12.2022

Россия, как это ни покажется странным,
в условиях санкций сейчас является,
пожалуй, островком стабильности.

– Андрей Белоусов, вице-премьер

 

Слегка коснувшись на прошлой неделе актуальных итогов безусловно идущей по заранее намеченному плану специальной военной операции, необходимо продолжить тему. Продолжить ее простым шкурным вопросом – про деньги. Про то, как нынче с ними в Российской Федерации, каковы перспективы, и насколько их, при продолжении текущей тенденции, хватит – без, скажем уклончиво, необратимых изменений экономического ландшафта страны.

Сразу стоит сказать, что здесь обнаружилась хорошая новость, к сожалению, небольшая. Федеральный бюджет страны, планировавшийся год назад глубоко профицитным, впервые за пять месяцев стал профицитным. Министерство финансов дало предварительную оценку исполнению бюджета за январь-октябрь, и по итогам октября был зафиксирован небольшой профицит в 74 млрд. рублей. Причина этого, впрочем, проста: бюджет немного округлился на том, что в него поступили 400 млрд. рублей из прошлогодней прибыли "Газпрома" (и должно поступить еще денег с доходов этого года) – который, отметим, с начала года потерял 19% добычи, 6% внутреннего спроса и 43% экспортных поставок. Тем не менее, благодаря этим деньгам нефтегазовые доходы показали рост на 16% к предыдущему году (а за период с начала года выросли на треть), но при этом расходы тоже растут, причем более активно: на 26% к октябрю предыдущего года и на 21% с начала года. При этом ненефтегазовые доходы откровенно посыпались: падение за октябрь составило 20%, и 6% с начала года; отметим, что эти данные предварительные, они могут измениться, но не сильно, кроме того, поставка оперативных данных по исполнению бюджета засекречена с весны этого года.

Аналогичная ситуация с другим важным объектом российской промышленности: продукцией сектора металлургии, который составляет пятую часть всей промышленности и 5% от всего объема ВВП. Так, в октябре перевозки черных металлов по железной дороге упали на 12% к прошлому году, а экспорт по итогам сентября рухнул на 43% – и, что любопытно, данные за октябрь было решено не раскрывать. При этом сам металл, тот, который еще продается, идет на экспорт со скидкой в размере от 15% до 40% – т.е. не только объемы меньше, но еще и деньги, и относительно крепкий рубль тут для экспортеров тоже никак не помощник.

Кроме того, продолжает ухудшаться положение предприятий, что видно по снижению налога на прибыль – а он, напомню, подавляющей своей частью поступает не в федеральную часть, но именно в бюджет того региона, где расположено предприятие. Падение сборов этого налога в октябре составило почти 27%, и продолжается оно пятый месяц подряд, с усиливающейся динамикой: за эти пять месяцев он снизился на 21%. Это падение можно рассматривать как еще одну причину намечающегося спада инвестиций, помимо иных неопределенностей. Но это-то еще ладно: бюджеты на ближайшие годы планируемо дефицитные, сбор налогов падает и будет падать далее (данные по добыче газа и его экспорту даны выше), соответственно, возникает предположение, что все эти замечательные бюджетные траты будут оплачены из карманов людей. При этом процесс уже пошел: как сообщил Минтруд РФ, по итогам этого года рост средней номинальной зарплаты ожидается на уровне 11,6%, что меньше инфляции.

Далее, по итогам 9 месяцев 2022 года Росстат оценил падение реальных располагаемых доходов в 1,7% по сравнению с первыми 9 месяцами прошлого года. Даже с учетом неминуемого статистического лукавства и неточностей это означает, что пики доходов, которые у людей были в 2013 году, стали еще дальше. Они падали в 2014-2017 годах, затем слегка выросли в 2018-2019 – но ковид подкосил это хилое восстановление, загнав его вниз, а в этом году ситуация еще усилилась. Опять же, нет признаков того, что этот процесс как-то прервется. Люди при этом реагируют логичным образом, начиная экономить, сокращая траты и повышая норму сбережения, т.е. пытаются создавать "подушку безопасности" даже и из уменьшившихся доходов; впрочем, доступность и качество товаров и так резко уменьшились в силу торгового эмбарго. Оказалось, что в IIIквартале этого на товары и услуги граждане страны потратили лишь 78% своих доходов, что даже меньше, чем в ковидные годы, при этом норма сбережений выросла до 7,6% – в обычные годы она около 1% в это время года, а в ковидные она была порядка 4%.

Кстати, об инфляции. В августе я писал о том, что в России наблюдается дефляция, и что носит она в основном сезонный характер – пошел урожай, снижаются цены на ягоды, фрукты и овощи, и это давит вниз всю картину инфляции. Эта история обычно переворачивается во второй половине сентября, когда этот эффект от снижения цен сходит на нет, и некоторая инфляция вновь выходит на первый план. Но сейчас этого нет: рост цен с начала ноября составил ничтожные 0,07%. Из 104 товаров и услуг, входящих в расчёт недельной инфляции, рост цен зафиксирован лишь по 38 позициям, а снижение – по 52; оставшиеся имеют нейтральный показатель изменения цены. Безусловно, в бытовом плане отсутствие роста цен есть картина, приятная уму и кошельку, но в экономическом смысле такая динамика является зримым свидетельством падения доходов населения – у людей становится меньше денег, они меньше покупают. Продолжение этого тренда чревато конкретной такой дефляцией, которая всегда, повторюсь, всегда убивает экономическую активность как таковую – и из которой сложно вылезти. При этом никто не отменял скорое уже предновогоднее повышение цен на коммунальные услуги, которое еще больше прижмет доходы населения.

Вернемся к бюджету и закромам Родины. Уже сейчас пошло де-факто эмиссионное финансирование государственных расходов, при помощи тех самых замороженных российских резервов. Они, напомним, есть в управлении (ныне прикрытом) и у Правительства (ФНБ) и у ЦБ, все вместе это "международные резервы" – и никто не запрещает Правительству "продать" часть замороженных долларов из ФНБ в ЦБ (переписать строчку), получив взамен свежеэмитированные рубли на своих счетах. Масштабы этого, впрочем, вряд ли велики, это видно по отсутствию роста инфляции. Любопытно другое: Минфин, похоже, вместе с ЦБ провернули операцию "QEпо-русски". Так, на этой неделе только за один день казначейство разместило на рынке облигаций на 823 млрд. рублей, и занять такой объем у банков помогло то, что неделей ранее ЦБ влил в банковскую систему 1,4 трлн. рублей в виде кредитов репо, предоставив их как финансирование под залог тех же самых ОФЗ.

Что тут можно сказать? Смело. Весьма смело и рискованно – и, видимо, на то были причины. Дело в том, что и США, и Европа, и даже Япония вполне могли себе это позволить. Их валюты широко используются в мире, и такая схема позволяла довольно долго размазывать излишнее денежное предложение "тонким слоем" по различным экономическим агентам, хотя, конечно же, более всего "в шоколаде" оказались те, кто был ближе всего к источнику денег. Но этого нельзя делать бесконечно, что и показывает нынешняя ситуация в США и Европе, когда эти деньги все же вылились на потребительский рынок, пошла инфляция, и регуляторы вынуждены повышать ставки и крайне аккуратно сокращать балансы центробанков. В РФ ситуация куда более хрупкая, рубль почти некуда размазывать, и заигрывать с этим инструментом никак нельзя, поскольку это чревато инфляцией и отказом от использования рубля как платежного средства – что уже было в истории, и совсем недавно. Некоторый запас здесь, впрочем, есть – выше было сказано, что рост инфляции в стране фактически остановился, и даже если государственные траты эмитированными деньгами ее слегка подстегнут, вреда в этом особого не будет. Но важен вопрос масштабов, а также то соображение, что иначе отечественный бюджет уже не справляется – или, скорее, минфин предвидит такие проблемы в недальнем будущем.

Что в итоге? Страну накрывают финансовые проблемы у государства, которые оно уже не может решать конвенционными средствами. Средств ФНБ, их ликвидной, незамороженной части, при этом хватит хорошо если на год: оценки этого разнятся, при этом до опустошения никто доводить не будет. Значит, на входе – все эти рискованные меры, связанные с эмиссией, возможные секвестры, повышения налогов и ужесточения их сборов, вероятно, через обещанный к введению уже в апреле полностью прозрачный цифровой рубль, хотя перевести на него всю (или почти всю) экономику потребует большого количества времени.

Напомним, в прошлый раз Россию назвал "тихой гаванью" Алексей Кудрин в январе 2008 года на форуме в Давосе. Страну затрясло уже через 8 месяцев, в сентябре. Не думаю, что уместно проводить аналогию, ситуации слишком разные – но что-то схожее, безусловно, в этом есть.

Опубликовано 20.11.22 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Россия, Будущее

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены