Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги |
Крепостная казна11.10.2017
Человек, который ест больше, чем ему нужно, - – В.Якеменко, экс-глава "Росмолодежи"
На минувшей неделе произошло рутинное, но весьма важное мероприятие: в Госдуме началось обсуждение бюджета на 2018 год вкупе с примерным планом на 2019-2020 года. Сами документы были внесены ещё в пятницу 29 сентября – 21 документ всего, более 10 тыс. листов и почти полтора десятка смежных законопроектов. Теперь парламент будет (по крайней мере, в теории) это всё обсуждать, модифицировать, требовать тех или иных доработок – после чего бюджет будет принят. Вместе с тем, никаких знаковых изменений ожидать не стоит – это верно и с исторической точки зрения, и из реплик значимых парламентариев, – поэтому о будущем бюджете вполне однозначно можно судить уже сейчас. Надо сказать, что бюджет этот сформирован на основе базового прогноза Минэкономразвития, который был представлен месяц назад. Я этого вопроса слегка касался три недели назад; напомню, что по этому прогнозу в этом году ВВП страны вырастет на 2,1%, и на 1,2% вырастут реальные доходы населения (по факту они с начала года упали, даже по официальным данным, примерно на полтора процента, т.е. плановый показатель роста их является фактически недостижимым), после чего последует и дальнейший рост этих показателей (рост ВВП в 2018 году - на 2%), сопровождающийся заметным ростом инвестиций (аж на 6%). Обуславливается это якобы начавшимся восстановлением экономики страны – опять же, о причинах относительно приличной первой половины года я писал чуть ранее – и они, на мой взгляд, недолговечны. Вернемся, однако, к бюджету. Во-первых, с точки зрения внешнеэкономических предпосылок, бюджет выстроен вполне нормально. Правительство при его подготовке ориентировалось на стоимость барреля Urals в $40 (примерно $43 за баррель Brent), с ежегодной индексацией на 2%. Данный уровень выглядит адекватным – с учетом предполагаемого укрепления доллара (обусловленного повышением ставки, сокращением баланса ФРС и весьма серьезными займами правительства США – всё это изымает с рынка долларовую ликвидность), более-менее работающей сделки ОПЕК+ – приятные цены на нефть нужны КСА, поскольку это поддерживает стоимость саудовской национальной нефтяной компании Aramco, IPO (выход на биржу с первичной продажей акций) которой намечено на следующий год – и продолжающейся напряженностью на Ближнем Востоке. Кроме того, возможное превышение фактического уровня стоимости барреля над прогнозным вариантом даст дополнительный приток денег – и, соответственно, дополнительное пространство для того или иного маневра. Во-вторых, бюджет-2018 не потерпит практически никаких изменений в основной парадигме -- относительно текущего года. Предполагается, что и доходы и расходы бюджета вырастут относительно бюджета этого года, но при этом дефицит бюджета сохранится. Так, доходы бюджета в 2018 году составят 15,257 трлн. рублей и будут расти в 2019-2020 годах, но расходы будут на уровне 16,529 трлн. рублей, и аналогично будут расти и в последующие годы. Компенсация дефицита предполагается из Фонда национального благосостояния (формально предназначенного для балансировки пенсионной системы), кроме того, Минфин намерен и далее выходить на рынки денег, выпуская и рублевые ОФЗ, и еврооблигации. В-третьих, практически не будет изменений и в самой структуре расходов. Бюджет-2018, подобно бюджету-2017, вполне подходит под определение "бюджет осажденной крепости". Так, 38% всех расходов (6,367 трлн. рублей), уйдет на национальную оборону, полицию и содержание госаппарата – в то время как на образование и здравоохранение (т.е. те самые инвестиции в человеческий капитал, от которого, как утверждается, и зависит будущее страны) пойдут суммы более чем шестикратно меньшие. Вообще, в целом основной объем расходов приходится на разнообразную социалку (36,4%), на исключительно национальную оборону уйдет 29%, а на национальную экономику (т.е. госинвестиции) – 14,7%. В-четвертых, в бюджете в очередной уже раз обращает на себя доля "закрытых" статей – т.е. тех трат, которые не детализированы в законе о бюджете по причинам секретности. Она составит 17,6% от общих трат, немного увеличившись по сравнению с прошлым годом; иначе говоря, каждый шестой рубль уйдет неизвестно куда – ибо тайна. Не имея ничего против понятия секретности, государственной тайны и тому подобных сакральных сущностей, не могу не отметить, что вся эта "секретность" (иными словами отсутствие даже рудиментарного парламентского контроля) являет собой роскошнейшее поле для злоупотреблений. На это, наверное, можно было бы махнуть рукой в более богатые годы – но подержание такой таинственности и сейчас выглядит совершенно непозитивно для перспектив экономики страны. В-пятых, бюджет-2018 будет бюджетом резкого усиления налогообложения, и этот тренд продлится в 2019 и 2020 годах; всего Минфин планирует таким образом собрать дополнительно чуть менее триллиона рублей. Так, уже с января 2018 года пойдет повышение цен на бензин – ставки акцизов на автомобильное топливо вырастут на 50 копеек за литр с 1 января и еще на столько же с 1 июля. Очевидно, что повышение стоимости топлива немедленно отразится и на стоимости товаров – особенно с учетом логистических издержек и превалирования автомобильного грузового транспорта; впрочем, я не исключаю, что основных игроков на этом рынке "вежливо попросят" не повышать цены до президентских выборов, которые пройдут в марте 2018 года – мол, дабы не раскачивать лодку. Затем, судя по развитию событий на данный момент, последует фактическая отмена беспошлинного ввоза товаров, купленных в иностранных интернет-магазинах. Повысится также плата за использование лесов, за использование водоемов для генерации электроэнергии, а также "за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей". Вырастут ставки утилизационного сбора на автомобили, вводится инвестиционный сбор в портах, отчего подорожают услуги стивидоров (и рост продлится по всей цепочке), повысится водный налог...в общем, налоги будут повышены практически по всему спектру второстепенных сборов – но пока не будут затронуты ключевые ставки страховых сборов, налога на прибыль и НДС. При этом предполагается ужесточение администрирования сбора налогов, более того, этот процесс уже начался – с начала года ФНС уже собрала в бюджет на 32% больше средств, чем в прошлом году. Отдельно здесь забавляет ситуация с налогом на прибыль – в целом по экономике прибыль предрприятий рухнула почти на 7%, а сборы с нее – выросли на 17%. В общем, государство весело и с огоньком выжимает деньги из бизнеса, что немедленно отражается на людях – предприятия закрываются, а население уходит в эксполярный сектор, откуда его достать вместе с его скромными деньгами довольно затруднительно, а весь процесс напоминает ловлю комаров рыбацкой сетью. Вообще говоря, довольно любопытно наблюдать нынешние бюджетные баталии. Чеканная формулировка Дмитрия Медведева "денег нет, держитесь" жестко форматирует поведение лиц и структур, которые зависят от бюджетных денег. Видно, что этот бюджет явился результатом лоббирования: свою часть взяли оборонка и военные, никуда не деться от трат на госуправление, а полиция и социалка, подобно кнуту и прянику, успокаивают население. Отдельно отмечу продавливаемую АКИТ резкую ревизию пошлин на товар из интернет-магазинов. Количество посылок из того же Китая ежегодно исчисляется десятками миллионов штук, люди экономят, не желая платить посредникам – и эту лазейку, похоже, будут прикрывать, удорожая покупки. Увы, нет сильных лоббистов у медицины и образования, потому и финансирование этих статей идет, по сути, по остаточному принципу. Что тут можно сказать? Я напомню тот простой факт, что в нынешнем парламенте "партия власти" имеет конституционное большинство, а у президента Владимира Путина рейтинг вполне сравнимый, более того, общим местом является ожидание, что он пойдет на мартовские выборы и выиграет их (правда, 6 лет назад он объявил об этом решении 24 сентября, а сейчас уже октябрь). Иначе говоря, население высказывает властям доверие – и, я ожидаю, спокойно примет такой бюджет, со всем спектром последствий для его, населения, карманов и кошельков. Опубликовано 08.10.17 на портале Бизнес-Онлайн, Казань. P.S. День спустя выяснилось, что в Госдуму планируют ввести законопроект о платной регистрации всех собак и кошек. Это будет ещё один канал для пополнения бюджета -- под полное одобрение со стороны населения. Кроме того, наверняка потребуется создать контролирующую структуру, что, конечно, увеличит налог, но даст новые рабочие места. Правда, непонятно, почему упустили рыбок, шиншилл, морских свинок и прочих хомячков. |
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены
|