Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Минус на минус дает плюс?

30.09.2013

 13 сентября ЦБ принял решение об изменении инструментов денежно кредитной политики. Теперь основным  индикатором направленности его политики будет не  ставка рефинансирования (сейчас составляет 8,25%), а ключевая ставка – ставка по операциям предоставления ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя (5,5% годовых на 13 сентября 2013 года). Именно объем по этим операциям является наибольшим.

Вокруг ключевой ставки будет сформирован симметричный коридор служащий ориентиром для ставок межбанковского рынка.  Определяться новый процентный коридор будет с помощью двух фиксированных ставок: кредитов (6,5%) и однодневных депозитов (4,5%). Получается, что максимальная стоимость средств ЦБ  снижена для банков до 6,5% вместо прежних 8,25% (по которым, правда, никто и не занимал), ширина нового коридора ЦБ считается оптимальной. Любое изменение ключевой ставки  будет сдвигать и коридор. С февраля 2014 г. приостанавливаются все остальные операции — по фиксированным ставкам на срок больше одного дня и аукционные на срок один день. Они переходят к межбанковскому рынку. С октября ЦБ вводится ежеквартальное предоставление кредитов на три месяца под залог выданных кредитов реальному сектору с плавающей ставкой — на 0,25 п. п. больше ключевой, т. е. 5,75%. Подробнее об этом можно прочитать тут.

 

Ставкам приказано падать

Замена ставки рефинансирования более низкой на сегодня ключевой ставкой – новый шаг в целенаправленной политике по снижению процентных ставок в экономике.

О необходимости снижать ставки по кредитам для стимулирования экономического роста уже давно говорит президент России. Причем обращения президента были направлены не столько к регулятору банковской системы, сколько к самим банкам, в частности крупнейшим. Был проведен ряд совещаний с представителями этой группы, и в отдельности с  Г.Грефом, на которых обсуждались варианты снижения ставок. Больше всего давления по этому вопросу оказывается именно на главу Сбербанка.

Поэтому можно предположить, что вся кампания по снижению ставов, проходящая последние семь месяцев продумана не без участия Германа Оскаровича. И направлена на устранения тех, кто мешает крупнейшим банкам в проведении собственной процентной политики.

Для того чтобы осуществлять снижение процентов по кредитам банкам необходимо в первую очередь снизить стоимость привлечения средств. Основной источник привлечения – это далеко не средства ЦБ, а средства вкладчиков, который сегодня обходятся дорого из-за агрессивной политики банков, зарабатывающих на розничном кредитовании. Такие банки выдают достаточно дорогие потребительские кредиты, что позволяет им привлекать депозиты под высокие ставки. Никто из них не застрахован от краха, так как розничное кредитование, хотя и приносит высокий доход за счет оборотов, является высокорисковым, и у банков, специализирующихся на этом виде, в любой момент может возникнуть проблема отравления своих балансов токсичными активами. Тем не менее эти банки не отказываются от своего бизнеса и продолжают наращивать кредитные портфели с высокорисковыми активами и привлекать средства вкладчиков под высокие проценты, чем значительно мешают крупным банкам.

Чтобы осуществить снижение ставок по всей банковской системе не административными методами (как просил В.Путин в своих выступлениях) нужны были определенные косвенные меры, направленный на ликвидацию «лишних» и неуправляемых банков из системы.

Целая цепочка этих мер и была предпринята за последние месяцы. С  марта Центральный банк повысил резервы на возможные потери по розничным необеспеченным кредитам, в июле ввел повышенные коэффициенты риска для кредитов выше 25% годовых, а с 2014 года обещает вообще применить запретительные меры для супердорогих кредитов.

Сейчас в Госдуме обсуждается законопроект по повышению отчислений вфонд страхования вкладов АСВпо вкладам, доходность которых превышает максимальную ставку (определяется ЦБ по 10 крупнейшим кредитным организациям), что опять же ударит по банкам, завышающим ставки по депозитам.

Все эти решения сопровождаются в СМИ активной социальной кампанией против потребительского кредитования. Причем объясняется, насколько оно опасно именно для граждан страны, которые злоупотребляя таким кредитованием, могут оказаться на улице.

Сам Греф четко обозначил свой взгляд на проблему активности таких банков. 11 сентября он выступил с их жесткой критикой. Именно эти банки он считает виновными в дорогих корпоративных кредитах, тормозящих всю экономику страны. "Нужно выгнать с рынка депозитов банки, занимающиеся кредитованием в торговых точках", - призывает Греф. Взамен он обещает радикально снизить ставки по кредитам. Если принять все необходимые меры борьбы и снизить инфляцию, то "ставки в районе 6-7% годовых - это вполне достижимая реальность"! Сейчас средневзвешенные ставки по кредитам для компаний находятся на уровне около 11%, так что цель "Сбербанка" - добиться снижения ставок почти вдвое. Разумеется, выполнить это возможно только через адекватное снижение ставок по депозитам. "Я не могу платить 13% годовых по депозитам", - заявляет Греф, продолжая разговор о губительности таких высоких ставок привлечения у банков, занимающихся  розничным кредитованием.

 

Кто заплатит за снижение ставок?

Понятно, что сегодняшняя политика, направленная на снижение ставок по кредитам предприятиям связана с решением руководства страны по смене драйвера роста.

Если до последнего времени драйвером был растущий потребительский спрос внутри страны (подогреваемый кредитованием), то сейчас стоит задача сделать таким драйвером рост производства. И даже более конкретно – производительности труда. Считается, что если сделать доступнее кредиты предприятиям, то сразу же начнется рост их активности, модернизация производства, рост производительности и, соответственно, начнется рост экономики.

Однако совершенно непонятно для кого предприятия будут наращивать производство, кто будет покупать их продукцию, откуда возьмется спрос на нее. Кстати, сами предприниматели в первую очередь жалуются на падающий спрос и высокие налоги, и только потом на высокие ставки по кредитам.

Можно предположить, что рост производства задействует большее количество людей в промышленности, они в свою очередь будут получать зарплаты, увеличатся доходы населения и это же населения начнет активно покупать производимую им же продукцию. Но, вообще говоря, рост производительности на основе применения новых технологий на первом этапе скорее приведет к снижению численности занятых. Из заявлений руководства страны мы видим, что оно не только готово с этим смириться, но, в общем, даже считает рост безработицы в современных условиях полезным. Да и зарплаты никто повышать не собирается: одним из направлений новой социальной политики является заморозка зарплат в бюджетной сфере, что даст возможность конкурирующему на рынке труда с государством частному сектору возможность проводить более гибкую (в сторону понижения) политику оплаты труда.

Так откуда возьмется спрос, тем более на фоне мирового экономического кризиса, который вовсе не собирается заканчиваться?

Другой не менее важный вопрос. Что будет с вкладчиками тех банков, которые в результате предпринимаемых в последнее время мер, могут очень быстро обанкротиться? Готово руководство страны взять на себя ответственность по выплате страховых выплат пострадавшим вкладчикам? Сможет ли Агентство по страхованию вкладов (АСВ) обеспечить все эти выплаты?

Сейчас рассматривается возможность отзыва лицензии у Банка «Пушкино». По итогам восьми месяцев 2013 года он занимает 135-е место по размеру активов в рэнкинге "Интерфакс-100". Банк занимает 64-е место по объему средств на счетах физлиц (23,9 млрд. рублей, в том числе на депозитах - 23,68 млрд. рублей). Собственный капитал банка, по данным рэнкинга, составляет 2,74 млрд. рублей.
Соответственно при банкротстве банка на АСВ ляжет обязательство выплатить около 20 с лишним миллиардов рублей (ну может чуть меньше, при условии, что сам банк сможет покрыть часть своих обязательств). Это станет крупнейшим страховым случаем в истории АСВ, на балансе которого на 1 апреля находилось 103 млрд. руб. активов*.

При этом в 2013 году уже произошло 23 банкротства банков, по которым АСВ пришлось выплачивать страховку вкладчикам.

Справится ли оно в случае повального отзыва лицензий у банков, занимающихся розничным кредитованием, на балансах которых находятся достаточно большие объемы средств вкладчиков?

Ответы на эти вопросы даст время, а пока нам остается только смотреть за тем, как будет дальше развиваться ситуация с глобальной кампанией по снижению ставок в экономике и надеяться, что разработчики этой кампании учли все ее опасности.

*Данная заметка писалась в воскресенье. В понедельник утром стало известно, что Центральный банк отозвал лицензию у банка "Пушкино". АСВ оценило масштаб выплат вкладчикам в 20,2 млрд.руб. Подробнее.

Метки:
Россия, деньги, бизнес в России, Банки, Будущее, Прогноз

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены