Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

О бюрократии

12.12.2012

Все мы привыкли критиковать чиновников за медлительность, нерасторопность, невнимательность к своей работе и поступающим в их адрес различным обращениям. Все это действительно так, причем на самых различных уровнях государственной власти. В среде государственной службы ходят сотни и тысячи разнообразных (нужных и ненужных) бумаг, предписаний, запросов… По опыту могу сказать, что ответить на все из них физически невозможно, потому что, во-первых, их слишком много, во-вторых, иногда все-таки приходится прерываться на работу или банальный мыслительный процесс. Из этого же рождается «правило двух гвоздей», используемое в той или иной степени подавляющим большинством людей, вынужденных постоянно работать с казенными бумагами. Суть этого правила в следующем: если чиновнику пришла бумага 1 раз, то он вешает ее на первый гвоздь, если спустя какое-то время ему напомнили об этой бумаге еще один раз – бумага перевешивается на второй гвоздь, а уж если про нее напомнили третий раз, то ее все-таки нужно исполнить. Как показывает опыт, 80-90% бумаг остаются на первом гвозде.

Для людей, склонных к кипучей деятельности, нет ничего хуже, чем килограммы макулатуры, приходящие из министерств и ведомств, но, постепенно втягиваясь в этот процесс, даже они переходят от попыток что-то сделать к работе по бумагам: есть бумага – есть деятельность, нет – до свидания. Часто в бюрократической структуре другого выхода просто нет, потому что все вокруг тебя привыкли прикрываться бумагами, и если что-то вдруг пойдет не так, то виноват тот, у кого нет бумаги, снимающей с него ответственность, а не тот, кто действительно должен был что-то сделать во избежание подобной ситуации.

Постоянное пребывание в таком режиме работы постепенно приучает к перестраховке и неторопливости, ведь отданное распоряжение всегда может быть отменено/скорректировано, или выполнение его принесет чиновнику лишь дополнительные проблемы.

Большинство чиновников, принимая решения, сначала долго выясняют все возможные и невозможные угрозы, которые им грозят при попытке действовать, потом обкладываются максимально возможным количеством бумаг, загоняя свои действия в жесткие рамки придуманных ими же ограничений. Соответственно, принимается не оптимальное для дела решение, а минимально рискованное в рамках ограничений, а как уж оно скажется на деле – дело двадцатое.

В коммерческих структурах в основном наблюдается ровно обратная ситуация: менеджмент и персонал бизнес-структур нацелен на результат (при правильной организации деятельности со стороны собственников/топ-менеджмента), и, как следствие, его основной задачей является достижение поставленных целей, а не составление бесконечных отчетов о том, как все хорошо и что они не виноваты в том, что не получилось сделать, как надо.

Это не значит, что выходцы из коммерции всегда люди действия, а выходцы из чиновничьей среды – боящиеся наступить на грабли формалисты, но в большинстве своем это так, банально потому, что весь опыт, который мы получаем в процессе своей профессиональной деятельности, накапливаясь, влияет на наши принципы работы и принятия управленческих решений. Если вас всю карьеру шпыняли за «плохо» или «поздно» написанные бумаги, то для вас бумаги будут важнее реальной деятельности, ну если не брать в расчет предельные значения критичности ума попавшего в эту среду человека. И наоборот, если вы привыкли работать и писать бумаги только по необходимости, то в бюрократической структуре вы будете выглядеть белой вороной, на которую будут вешать все ошибки более опытные в этом деле коллеги.

Таким образом, получается, что сама государственная система не способствует какой-то реальной деятельности со стороны своих сотрудников, за исключением отдельных личностей, пытающихся в этом бардаке действительно что-то сделать. Проще говоря, нынешняя бюрократия - это болезнь, победить которую не удалось ни одной стране в мире. Это подробно описано в книге Людвига фон Мизеса «Бюрократия» (1944 год), с момента издания которой существенных изменений в функционировании государственного аппарата не произошло. Мы же являемся очередным поколением, сталкивающимся с последствиями этой болезни, рецепт от которой так толком никем и не был выписан.

Впрочем, бюрократия – это управленческая проблема, решение которой можно и нужно искать, чем, в частности, и занимается НИЦ «Неокономика» в рамках своих разработок по системам управления бизнесом и государственными образованиями.

Promin, 10.12.12

Метки:
Управление, Государство, Россия, бизнес в России, политика, бюрократия

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены