|
О бюрократии
12.12.2012
Игорь Савельев,
Старший консультант
Все мы привыкли критиковать чиновников за медлительность, нерасторопность, невнимательность к своей работе и поступающим в их адрес различным обращениям. Все это действительно так, причем на самых различных уровнях государственной власти. В среде государственной службы ходят сотни и тысячи разнообразных (нужных и ненужных) бумаг, предписаний, запросов… По опыту могу сказать, что ответить на все из них физически невозможно, потому что, во-первых, их слишком много, во-вторых, иногда все-таки приходится прерываться на работу или банальный мыслительный процесс. Из этого же рождается «правило двух гвоздей», используемое в той или иной степени подавляющим большинством людей, вынужденных постоянно работать с казенными бумагами. Суть этого правила в следующем: если чиновнику пришла бумага 1 раз, то он вешает ее на первый гвоздь, если спустя какое-то время ему напомнили об этой бумаге еще один раз – бумага перевешивается на второй гвоздь, а уж если про нее напомнили третий раз, то ее все-таки нужно исполнить. Как показывает опыт, 80-90% бумаг остаются на первом гвозде.
Для людей, склонных к кипучей деятельности, нет ничего хуже, чем килограммы макулатуры, приходящие из министерств и ведомств, но, постепенно втягиваясь в этот процесс, даже они переходят от попыток что-то сделать к работе по бумагам: есть бумага – есть деятельность, нет – до свидания. Часто в бюрократической структуре другого выхода просто нет, потому что все вокруг тебя привыкли прикрываться бумагами, и если что-то вдруг пойдет не так, то виноват тот, у кого нет бумаги, снимающей с него ответственность, а не тот, кто действительно должен был что-то сделать во избежание подобной ситуации.
Постоянное пребывание в таком режиме работы постепенно приучает к перестраховке и неторопливости, ведь отданное распоряжение всегда может быть отменено/скорректировано, или выполнение его принесет чиновнику лишь дополнительные проблемы.
Большинство чиновников, принимая решения, сначала долго выясняют все возможные и невозможные угрозы, которые им грозят при попытке действовать, потом обкладываются максимально возможным количеством бумаг, загоняя свои действия в жесткие рамки придуманных ими же ограничений. Соответственно, принимается не оптимальное для дела решение, а минимально рискованное в рамках ограничений, а как уж оно скажется на деле – дело двадцатое.
В коммерческих структурах в основном наблюдается ровно обратная ситуация: менеджмент и персонал бизнес-структур нацелен на результат (при правильной организации деятельности со стороны собственников/топ-менеджмента), и, как следствие, его основной задачей является достижение поставленных целей, а не составление бесконечных отчетов о том, как все хорошо и что они не виноваты в том, что не получилось сделать, как надо.
Это не значит, что выходцы из коммерции всегда люди действия, а выходцы из чиновничьей среды – боящиеся наступить на грабли формалисты, но в большинстве своем это так, банально потому, что весь опыт, который мы получаем в процессе своей профессиональной деятельности, накапливаясь, влияет на наши принципы работы и принятия управленческих решений. Если вас всю карьеру шпыняли за «плохо» или «поздно» написанные бумаги, то для вас бумаги будут важнее реальной деятельности, ну если не брать в расчет предельные значения критичности ума попавшего в эту среду человека. И наоборот, если вы привыкли работать и писать бумаги только по необходимости, то в бюрократической структуре вы будете выглядеть белой вороной, на которую будут вешать все ошибки более опытные в этом деле коллеги.
Таким образом, получается, что сама государственная система не способствует какой-то реальной деятельности со стороны своих сотрудников, за исключением отдельных личностей, пытающихся в этом бардаке действительно что-то сделать. Проще говоря, нынешняя бюрократия - это болезнь, победить которую не удалось ни одной стране в мире. Это подробно описано в книге Людвига фон Мизеса «Бюрократия» (1944 год), с момента издания которой существенных изменений в функционировании государственного аппарата не произошло. Мы же являемся очередным поколением, сталкивающимся с последствиями этой болезни, рецепт от которой так толком никем и не был выписан.
Впрочем, бюрократия – это управленческая проблема, решение которой можно и нужно искать, чем, в частности, и занимается НИЦ «Неокономика» в рамках своих разработок по системам управления бизнесом и государственными образованиями.
Promin, 10.12.12
Метки:
Управление, Государство, Россия, бизнес в России, политика, бюрократия
|