Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Заметки о мировых экономических новостях: Коррупция как феномен системы управления

10.12.2012

Международный день борьбы с коррупцией (International Day Against Corruption)
отмечается ежегодно 9 декабря по инициативе Организации Объединенных Наций.

В рейтинге восприятия коррупции, составленном Transparency International,
Россия поднялась с 143 места на 133 и теперь делит одну строчку
с Гондурасом, Ираном и Коморскими островами.

В ночь на субботу из СИЗО были освобождены последние арестованные
по громкому уголовному делу о "крышевании" правоохранителями
подпольного игорного бизнеса в Подмосковье.

Сама по себе тема коррупции в нашем отечестве не нова. Со времен президентства Медведева она постоянно находится в публичном дискурсе, причем по инициативе самих властей. Если раньше она касалась различных мер борьбы, и хотя не очень эффективных, таких как обязательная декларация доходов родственников, увеличения штрафов и т.д., то в последнее время тема коррупции приобрела новый оборот.

Коррупционные скандалы коснулись чиновников самых верхних эшелонов власти. Увеличилась публичность расследования уголовных дел региональных и муниципальных чиновников. Уголовные дела на экс-мэров и их окружения возбуждались и раньше, однако сейчас они приобрели систематический характер.  

Конечно, масштабной борьбы с коррупцией, включая высших чиновников, ждали уже давно. Первой ласточкой, кстати, неожиданно для нас самих, стала фактически анонимная заметка в середине августа. С тех пор остается только гадать, что же все это значит: то ли власти действительно решили пойти на самоочищение в ожидании новых протестных выступлений и снижения рейтинга первых лиц, то ли наконец разразилась война кланов в связи с ухудшением экономических условий в стране, то ли это хитроумная уловка властей чтобы в очередной раз всех обмануть. Что бы все это ни означало, население, как ему и положено в территориальной империи, настроено скептически и пока безмолвствует.

С другой стороны наблюдается любопытная тенденция объяснять экономические проблемы России высоким уровнем коррупции. И ее же изничтожение неожиданно определять как чуть ли не шаг номер один на долгом и тернистом пути вставания с колен. (Примеры таких исследований: здесь и здесь). И понятно почему: борьба с коррупцией, как с бесспорным злом, является самым очевидным рецептом за неимением других идей вообще.   

В конечном итоге, прочитать про подробности и ход коррупционных скандалов можно в любом уважающем себя СМИ.

Поэтому нам интереснее остановиться не на их содержании самом по себе и на гадании о смысле коррупционной кампании (поживем-увидим), а на том факте, почему вообще существует явление коррупции с управленческой точки зрения.

Мы уже заявили, что начали разработку новой системы управления (об этом можно подробнее прочитать и посмотреть в разделе «Управление»), в основе которой лежит разделение деятельности в организации на три типа:

― рутинная деятельность, четко регламентированная инструкциями и направленная на создание завершенного процесса,

― творческая деятельность, или проектная деятельность, ориентированная на создание и совершенствование рутинной деятельности,

― аврально-опытная деятельность, или проектная деятельность, ориентированная на событие(организация события или его предотвращение).

Именно третий вид деятельности напрямую связан с развитием коррупции. Чем выше доля АОДа в системе управления, тем больше возможностей для системной коррупции. По личной оценке научного руководителя НИЦ «Неокономика» Олега Григорьева, в данный момент доля АОДа в высших эшелонах власти составляет до 100%, в низших – до 70%.

АОД направлен на решение внеплановых задач разной степени сложности, срочности, важности, которые формируются извне, и из-за которых приходится откладывать текущие запланированные задачи. При этом каждая из таких внеплановых задач в некоторой степени уникальна. Поэтому в условиях ограниченности ресурсов деятельность по их решению носит авральный характер. Опытность здесь понимается двояко: с одной стороны, поиск решения каждый раз напоминает опыт (успешный или неуспешный), с другой стороны, человек, который занимается решением задачи, приобретает уникальный опыт по ее решению.

Задача здесь, как понятно, может быть любой: провести саммит, запустить новую спутниковую систему, закупить оборудование, провести реформу. Причем начальство, вздыхая, спрашивает за результат, а методы и суммы становятся неважны. При этом нужно отметить, что часто и сам результат в ходе АОДа пересматривается: реальный результат подменяется красивой отчетностью и пусканием пыли в глаза (вроде дорогостоящего салюта по итогам саммита АТЭС, который проводился в помещениях, которые впоследствии были признаны непригодными для проживания студентов).

Занятие аврально-опытной деятельностью требует от исполнителей регулярного принятия самостоятельных решений, а также зачастую действий не по инструкциям. В реальности все еще сложнее: чтобы решить задачу, исполнителям иногда приходится действовать вопреки установленным нормам и вопреки законодательству, что означает превышение полномочий. Ну и их использование, понятное дело, то есть коррупцию.

Многие уголовные дела на представителей исполнительной власти муниципалитетов и регионов заводятся именно за превышение должностных полномочий. Часто это делается из-за необходимости срочно реагировать на некую проблему, где-то экстренно искать деньги и материалы и так далее. Поэтому неудивительно, что на фактически любого мэра можно запросто завести уголовное дело, чем часто пользуются конкуренты в борьбе за власть в регионах.

Есть и другие механизмы разрастания коррупции. Успешно занимающиеся аврально-опытной деятельностью («решением проблем») сотрудники становятся  в буквальном смысле незаменимыми, поскольку обладают уникальным опытом решения спонтанных задач. Такие люди поощряются и пользуются доверием.

С одной стороны, создается целая иерархическая цепочка, основанная на лояльности. С другой стороны это означает, что верхние эшелоны иерархии ставят себя в зависимость от нижестоящих: для решения задач выбираются те исполнители, которые пользуется доверием, поскольку задачи нужно решать быстро. Коррупция – естественный и очень сильный механизм поддержания этой двусторонней зависимости.

В предельном случае административная вертикаль становится вертикалью исключительно личной лояльности. Такая вертикаль работает только до тех пор, пока работают механизмы поощрения и наказания. Как только они перестают работать, система управления быстро деградирует и становится неподконтрольной уже никому, работая лишь по инерции да по старой памяти. Именно с этим фактом связана точка зрения о начале войны кланов в связи с ухудшением экономической конъюнктуры и, следовательно, исчезновением способов поощрения.  

Еще раз подчеркнем, что в системе личной лояльности невозможно работать без доверия, ведь все задания необходимо выполнять быстро, что требует от руководителя сразу выбирать «правильных» исполнителей. А выбираются они как раз по принципу наибольшего доверия. Понятно, что такая система не может быть эффективной. К тому же, каждый такой подобранный человек ценится на вес золота, и ему прощаются многие очевидные неудачи. Именно под этими процессами иногда понимается «феодализация» системы управления.  

Такого рода личная зависимость и необходимость поощрения выражается в росте коррупции, когда начальство закрывает глаза на методы достижения целей и необходимые для этого ресурсы: лишь бы задачи хоть как-то выполнялись.

Но есть и оборотная сторона повышенного уровня доверия к нижестоящим исполнителям. 

Многие активные исполнители своей работой именно благодаря доверию продвигаются по должностной лестнице. Начальник знает из предыдущего опыта, что на этого человека можно положиться и со временем расслабляется и не замечает просчетов со стороны такого подчиненного. Со своей стороны, такой подчиненный вполне может воспользоваться доверием и перестать реагировать на поручения начальства.

Другой случай. Руководитель берет на работу «своего» человека, которого считает хорошим работником (по каким-то своим причинам). К такому человеку также оказывается особое доверие, которым он может воспользоваться для отлынивания.

В итоге исполнение поручений становится делом доброй воли и личной заинтересованности, а сами поручения исполняются некачественно или не исполняются вообще. И здесь уже начальник оказывается в двойственном положении: с одной стороны, он сам выбрал этого человека, а с другой, этот человек оказывается неэффективен. Тогда уже начинают работать социальные механизмы иного рода. Здесь, кстати, можно вспомнить наших первых лиц, которые регулярно сетуют на систематическое неисполнение поручений, наивно виня во всем извечную бюрократию, но при этом не принимают ровно никаких усилий для улучшения работы системы.

Имея в виду высокий уровень аврально-опытной деятельности (и в целом хаоса) в отечественной системе административного управления, то есть более глубоких – управленческих, иерархических – причин для процветания коррупции, становится очевидным, что желание победить коррупцию нормативными (законотворческими) запретительными методами становится столь же нелепым, сколь и нереалистичным. Необходима ревизия существующей теории управления и функционирования административного аппарата.

Что с этим делать? Понятно, что нужны управленческие ответы такого же уровня, как и проблемы, с которыми мы сталкиваемся. В данном случае решение нужно искать, во-первых, в других методах организации управленческой деятельности и, во-вторых, в других критериях, в соответствие с которыми чиновник (администратор, управленец) повышается в должности в управленческой иерархии. Мы разрабатываем концепцию рутинной деятельности, регламентирующей работу исполнителя, и творческой деятельности, создающей и задающей эту рутину. Для решения второй задачи мы разрабатываем концепцию чиновника-предпринимателя. Об этом мы будем писать в следующих заметках.

Метки:
Управление, Государство, Элиты, Россия

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены