Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги |
США: жизнь без государства02.11.2025Ну всё, тушите свет. – Фольклорное
Итак, в США шатдаун, уже месяц как. Очередной, 21-й по счету – и второй по длительности; рекорд, кстати говоря, принадлежит шатдауну 2018-2019 годов, который был, что характерно, тоже при Дональде Трампе. Первые шесть были в конце 70-х годов прошлого века, и привело это к определенной трансформации бюджетной работы после особого представления генерального прокурора США Бенджамина Сивилетти. Иными словами, «работа в режиме шатдауна» после этого приобрела определенную законодательную норму. И да, выглядит это весьма забавно. Ранние шатдауны нередко были краткосрочными: например, президент Рональд Рейган сталкивался с восемью остановками работы правительства, но их суммарная длительность составила лишь 14 дней. Длительные кризисы случались реже – за последние полвека было всего четыре случая, когда шатдаун продолжался дольше двух недель. Это истории трехнедельного шатдауна при Билле Клинтоне в 1995-1996 годах, две недели при Обаме (из-за баталий вокруг медстрахования Obamacare) и могучие 35 дней из-за стены на мексиканской границе во время предыдущей каденции Дональда Трампа. Текущий шатдаун – четвертый в этом замечательном списке, и нынешняя остановка работы правительства, начавшаяся 1 октября сего года, стала первым за почти семь лет перерывом в финансировании федеральных учреждений Исходно связано событие шатдауна с т.н. "актом против дефицита" (Antideficiency Act – ADA), американским законом, который, в предварительной версии, существует ещё с 1870 года. Суть закона ADA заключается в запрете для федеральной исполнительной власти заключать контракты, которые не профинансированы. Принят этот закон был по итогам Гражданской войны в США после того, как стало понятно, что некоторые ведомства федеральной исполнительной власти (в частности, военные) приобрели привычку целенаправленно тратить все выделенные Конгрессом деньги задолго до завершения фискального года. Расчет в этом случае был простой – чрезмерные траты средств, вплоть до полного исчерпания финансовых запасов, фактически вынуждали Конгресс выделять дополнительные средства, изыскивая их всеми способами – чтобы не допустить прекращения предоставления федеральных услуг либо же срывать исполнение заключенных контрактов. Полноправным законом ADA стал с 1884 года, а в 1950 и 1982 годах он был изменен, получив пакеты поправок, которые делали его более актуальным текущему историческому моменту. Формальной причиной любого шатдауна является несвоевременное принятие бюджета или временного закона о финансировании. Новый финансовый год в США начинается 1 октября, и если Конгресс к этому сроку не утвердил бюджет (либо не принял continuing resolution – краткосрочный закон о продлении финансирования), то правительство теряет право тратить средства, и многие ведомства вынужденно прекращают работу. В этом году именно это и произошло: сенаторы-республиканцы и демократы не смогли согласовать параметры бюджета, что привело к остановке финансирования ряда государственных органов. Главные трения вокруг бюджета возникли по вопросу расходов на социальные нужды, в первую очередь на здравоохранение. Представители Демократической партии требовали увеличить бюджетное финансирование социальных программ примерно на $1,5 трлн, включая сохранение субсидий по программе Obamacare и расширение поддержки программы Medicaid (медицинская помощь малоимущим). Республиканцы, контролирующие большинство в Конгрессе, настаивали на сокращении этих расходов, ссылаясь на необходимость сокращать дефицит и убрать избыточные, по их мнению, траты. При этом две позиции буквально уперлись рогами, и для разрешения противостояния недостаточно простого большинства голосов. В Сенате (верхней палате Конгресса) любое бюджетное решение требует 60 голосов из 100, однако у республиканцев там лишь 53 места. И переговоров в смысле сближения позиций пока не наблюдается. Заход республиканцев на отмену порога в 60 голосов ради решения данного вопроса также не нашел понимания. К чему это ведет? При наступлении шатдауна федеральные ведомства обязаны прекратить все несрочные функции, а сотни тысяч людей фактически остаются без работы и дохода. В октябре 2025 года порядка 1,4 млн федеральных служащих оказались затронуты кризисом – их отправили в вынужденные неоплачиваемые отпуска или заставили продолжать работать без выплаты зарплаты. Речь идет о сотрудниках агентств, чья деятельность не признана жизненно важной (essential). Продолжают трудиться лишь те, от кого зависит защита жизни, здоровья и собственности граждан, а также некоторые категории, финансируемые вне годового бюджета (например, военнослужащие, работники авиационной безопасности, врачи в госпиталях, сами конгрессмены и т.д.). Особенно же тяжелое положение у рядовых работников федеральных ведомств, живущих от зарплаты до зарплаты. Необычной чертой текущего шатдауна стало намерение администрации Трампа воспользоваться паузой для структурных сокращений. Белый дом объявил о планах вовсе уволить (то есть не возвращать на работу) порядка 4,1 тыс. федеральных служащих, в основном из департаментов финансов, здравоохранения, образования и городского развития. Ранее, во время предыдущих шатдаунов, подобные меры не предпринимались – всех работников потом восстанавливали в должностях. Сейчас же планы массовых сокращений вызвали волну критики и судебные иски, и в итоге 28 октября федеральный судья запретил администрации увольнять сотрудников под предлогом отсутствия финансирования. Получатели государственных услуг также ощутили на себе последствия бюджетного паралича. Многие функции государственных учреждений недоступны: закрыты национальные парки и музеи, остановлены научные исследования, задерживаются проверки безопасности продуктов и лекарств, ограничены некоторые налоговые и административные сервисы. Но наиболее ощутимым стал сбой в программах помощи малоимущим. В частности, с 1 ноября прекращаются выплаты по программе продовольственной поддержки SNAP (программе выдачи продовольственных талонов). Эту помощь получают около 42 миллионов американцев с низким доходом, порядка 13% населения, и теперь они рискуют временно остаться без продовольственных пособий – хотя Трамп вроде как пообещал, что без еды они не останутся. В общем, шатдаун бьет по наиболее уязвимым группам населения и вызывает цепочку сбоев: от неоплаченных отпусков сотен тысяч работников до перебоев в социальных программах и задержек в выплатах военным. Разумеется, продолжающийся шатдаун имеет серьёзные политические последствия, особенно в преддверии промежуточных выборов 2026 года. Обычно в подобных кризисах общественное мнение стремится назначить «виноватых», и это отражается на рейтингах партий. По данным опросов, на этот раз американцы больше возлагают ответственность на Республиканскую партию и самого президента. Так, недавний опрос Reuters/Ipsos показал: 50% граждан считают республиканцев главными виновниками бюджетного кризиса, тогда как 43% винят в происходящем демократов. Эти цифры тревожны для Трампа и республиканцев на фоне приближения в следующем году выборов в Конгресс. Иначе говоря, данный бюджетный кризис уже склоняет электоральные весы не в пользу Трампа и его однопартийцев. При этом Дональд Трамп наглухо уперся в этом противостоянии, он неоднократно говорил, что намерен посредством шатдауна добиться сокращения аппарата и свернуть программы, вызывающие неприятие у республиканцев. Однако политические риски от затяжного шатдауна тоже велики. Затянувшаяся приостановка правительства раздражает широкую публику, включая умеренных избирателей, которые могут наказать правящую партию на выборах за неспособность управлять бюджетом. Демократы уже активно используют ситуацию, возлагая вину на «упрямство республиканцев», и стараются показать себя защитниками интересов простых американцев, пострадавших от закрытия госучреждений. Но это всё нюансы. Важно иное – в США сейчас происходит классический бюджетный кризис, но развивающийся на фоне беспрецедентно ожесточённого политического противостояния. Конечно, конфликт как явление заложен в самую суть политической и управленческой систем США, но текущие масштабы ожесточения беспрецедентны – и они, весьма вероятно, могут был признаком чего-то весьма серьезного. Но об этом как-нибудь отдельно – и нет, речь не о развале США, но о трансформации их. Опубликовано 02.11.25 на портале Бизнес-Онлайн, Казань. Метки: |
|
© 2011-2025 Neoconomica Все права защищены
|