Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги |
Структурный переход26.10.2025
-- А не #$нет? – Школьное
24 октября Банк России снизил ключевую ставку с 17% до 16,5%, что стало первым сокращением менее чем на 1 п.п. в текущем такте (не будем говорить «цикл») смягчения. Ещё в начале 2025 года ставка достигала 21%, и, хотя регулятор четыре раза подряд её понижал, текущее значение всё равно остаётся близким к исходно-высокому. Такое символическое снижение практически не улучшает доступность кредитов для бизнеса и граждан – денежно-кредитные условия по-прежнему крайне жёсткие. Иными словами, стоимость займов остаётся столь высокой, что новая ставка мало что меняет – кредиты по-прежнему “не по карману”, а значит, стимулирующего эффекта для экономики не наблюдается. ЦБ, по сути, заявил «вот вам позитивная динамика в облегчении условий кредитования и отстаньте от меня уже». Вопрос – чего это он так, есть ли для такой политики основания? Примечательно, что сам Центробанк в сопроводительном комментарии старается сохранять оптимизм. В пресс-релизе регулятор заявил, что экономика «продолжает возвращаться к траектории сбалансированного роста», а рост кредитования даже несколько оживился в последние месяцы. Однако высокая инфляция и ожидания населения остаются проблемой, поэтому ЦБ подчеркнул готовность и дальше держать жёсткие денежно-кредитные условия. Таким образом, официальная риторика ЦБ намекает на осторожное улучшение, но реальные показатели экономики свидетельствуют об обратном – страна балансирует на пороге спада. Одной из наиболее показательных жертв дорогих кредитов стал российский автопром. Крупнейшие автопроизводители – КамАЗ, АвтоВАЗ и ГАЗ – были вынуждены перевести сотрудников на четырёхдневную рабочую неделю ввиду глубокого спада спроса на внутреннем рынке. Ещё в конце июля сообщалось, что с августа КамАЗ и Горьковский автозавод (ГАЗ) сокращают рабочую неделю, а АвтоВАЗ готовится последовать их примеру осенью. Руководство ГАЗа прямо связало эту меру с кризисом на авторынке, причиной которого стал высокий уровень ключевой ставки: по итогам первого полугодия продажи среднетоннажных грузовиков упали почти на 40%, лёгких коммерческих автомобилей – на 30%, автобусов – на 60%. Схожая ситуация и у КамАЗа: рынок тяжёлых грузовиков (свыше 14 тонн) обрушился почти на 60% за полгода. КамАЗ в своём заявлении подчеркнул, что жёсткая кредитно-денежная политика ЦБ стала одним из ключевых факторов спада: транспортные компании не могут брать кредиты на новую технику, а лизинговые сделки прошлого года разваливаются. В итоге спрос на грузовики рухнул до такой степени, что заводам нечем загружать производственные мощности, и они вынуждены вводить неполную неделю, чтобы сохранить рабочие места. АвтоВАЗ также фиксирует двузначное падение продаж автомобилей Lada (–24,9% за январь–август) и сократил план выпуска на год до ~300 тыс. машин вместо запланированных 500 тыс. Иными словами, дорогие деньги душат потребительский спрос на машины, что приводит к вынужденному простою индустрии. Более того, сейчас ставка по депозитам обгоняет и официальную инфляцию, и даже «продуктовую инфляцию по чекам», которая составляет сейчас около 13%. Фактически, держать деньги на депозитах сейчас выгодно, в кои-то веки – хотя вопрос в том, как банки эти проценты будут отдавать, не зарабатывая на кредитовании. Впрочем, это история пока еще не нынешнего времени. Тем временем официальные сводки Росстата описывают происходящее в экономике довольно мягко – как «слабую стагнацию». Однако сухие цифры указывают скорее на полномасштабное падение. По данным Росстата, за девять месяцев 2025 года выпуск промышленности сократился в большинстве отраслей по сравнению с прошлым годом. Исключения единичны: в плюсе лишь производители табачных изделий, текстиля и некоторые самоочевидные сектора, необходимые для работы по основной задаче. Альтернативный взгляд на динамику даёт свежая записка вполне себе комплиментарного российской администрации Центра макроэкономического анализа (ЦМАКП) о промышленности в сентябре и III квартале. Эксперты ЦМАКП рисуют куда более тревожную картину, нежели официоз. Промышленность уже не стагнирует, а балансирует на грани перехода к устойчивому снижению. Согласно их оценке, спад выпуска идёт четвертый месяц подряд со средним темпом –0,3% в месяц, т.е. каждый месяц экономика чуть “усыхает”, и тренд становится затяжным. Итоговый вывод неутешителен: небольшое годовое увеличение промышленного производства обеспечено исключительно за счёт сектора выполнения известных задач. Если же исключить вклад этих направлений, индекс производства падает до ~98–99% от прошлогоднего уровня. В гражданских обрабатывающих отраслях (без учета нефтепереработки) объём выпуска и вовсе составляет лишь 98,2% от уровня годичной давности. Проще говоря, гражданская промышленность сжимается – и находится в состоянии рецессии уже как минимум год. Что мы видим с фундаментальной точки зрения? Мы видим ту самую «структурную трансформацию экономики», которая и была декларирована года три назад. Контур №1 – “правительственный (приоритетный) сектор”, включающий оборонно-промышленный комплекс и связанные с госзаказами отрасли. Здесь до недавнего времени фиксировался бурный рост за счёт экстенсивного наращивания выпуска по госпрограммам. Однако и этому росту, похоже, наступает предел: в сентябре произошла резкая коррекция – выпуск в категории «прочие транспортные средства» обвалился почти на 10% к августу. Возможно, этот сектор выработал резервы экстенсивного роста (накрутить выпуск за счет нагрузки мощностей можно, но построить новый завод долго), либо столкнулся с временными перебоями (логистика, санкции). В любом случае, зависимость экономики от стимулирования здесь уже не даёт прежнего эффекта. Контур №2 – “потребительская экономика”, охватывающая гражданские отрасли, ориентированные на рыночный спрос. Здесь наблюдается глубокий затяжной спад, особенно в сегментах, связанных с инвестициями и конечным спросом домохозяйств. В машиностроении падение продолжается, производство строительных материалов падает 11 месяцев подряд (суммарно –16%, откатившись к уровням 2020 г.), что указывает на депрессию в стройкомплексе (в том числе, кстати, из-за завершения прошлым летом льготной ипотеки – она не создает новый спрос, она перенесла его из будущего в прошлое). Железнодорожное машиностроение сокращается 16 месяцев подряд, выпуск снизился почти вдвое, что есть прямое следствие обвала инвестиций в железнодорожную инфраструктуру (минус 26,5% по грузоперевозкам и –47,6% по пассажирским перевозкам). Автомобилестроение – отдельная боль: спад ускорился до –5,4% только за сентябрь, а выпуск грузовиков за квартал рухнул на четверть. Это значит, что не только потребители, но и малый/средний бизнес перестают обновлять транспорт, сокращая логистическую активность. Падает производство широкого спектра товаров народного потребления (да, вспомним этот термин времен Перестройки): устойчивая просадка видна в выпуске одежды, мебели, напитков – граждане и бизнес экономят на всём, на чём можно. На этом мрачном фоне лишь несколько отраслевых «островков» показывают рост, да и тот выглядит шатким. Добыча углеводородов чуть прибавила (+0,4% в сентябре) за счёт оживления нефтяного экспорта, но в целом за 9 месяцев динамика добычи отрицательная. Пищевая промышленность показала +1% в сентябре благодаря переработке хорошего урожая по отдельным культурам. Металлургия начала слабо отыгрываться (+0,6% в сентябре) после предыдущего спада, но рост идёт в основном в цветных металлах (экспортных), тогда как чёрная металлургия, завязанная на внутренние инвестиции в строительство, продолжает падать на 1% в месяц. Итог: российская промышленность не стагнирует, а переживает фазу структурной рецессии в гражданском секторе, маскируемую статистическим ростом госзаказов, а он не безграничен, его надо чем-то оплачивать, больше, активнее и сильнее. Собственно, для этого и заложен рост налогов -- для пополнения нового бюджета, где 38% пойдет на силовиков и решение основной задачи, вот только он еще сильнее подкосит потребительский спрос. В целом же разрыв между двумя контурами экономики, по прогнозу, будет только расти, а затяжное сокращение производства инвестиционных и потребительских товаров сегодня – это заложенный минус для будущего потенциала роста, если таковой когда-либо случится. Возвращаясь к ЦБ: что будет, если он снизит ставку? Все эти килограммы и даже, вероятно, центнеры баблища радостно вывалятся с депозитов, но не на фондовый или облигационный рынок, а на рынок товарный и валютный, а также, возможно, на рынок жилья. А с товарами нынче так себе – санкции, однако. Соответственно, здравствуй, дефицит и подруга его инфляция, которая дополнительно и взбесит социально незащищенные слои населения, и ударит по экономике, разрушая и так поврежденные цепочки поставок. И это никому не надо уж точно – потому ЦБ стоически и держит эту самую ставку, работая «в две руки» с правительством, позволяя тому настолько активно, насколько можно, финансировать деятельность по решению основной задачи – и в этом смысле политика их является единственно правильной, подчиненной данной цели. Вот только в эту картину экономическое развитие не входит никак вообще. Формально адаптация к новым условиям (санкции, разрыв прежних связей, мобилизация ресурсов на нужды государства) идёт – но идёт ценой увядания отдельных секторов. Накачивая приоритетные отрасли (в первую очередь оборонные) ресурсами и поддержкой, государство выжимает соки из остальной экономики. Потребительский и инвестиционный спрос подавлены высокими ставками и неопределённостью, бизнес урезает планы, а население экономит даже на базовых товарах. Структурная трансформация обернулась структурным расколом: один сегмент (военно-государственный) еще показывает рост, но другой (гражданский) уже фактически в рецессии. В условиях жёстких внешних санкций и ограниченного доступа к технологиям этот эффект только усиливается – компенсировать “усыхание” экономики за счёт новых источников роста крайне сложно. Если и дальше перекачивать ресурсы из одних секторов в пользу других, то отставание гражданской части хозяйства будет лишь нарастать. Получается, та самая “структурная трансформация”, которой оправдывают текущее переустройство, проявляется в виде стагнации и спада во многих отраслях. Российская экономика фактически стоит на пороге рецессии, замаскированной статистическими успехами узкого сегмента. Что в итоге? По большому счету, текущая модель ведет экономику в тупик. Не хотелось бы алармизма, но иногда возникает ощущение, что можем дойти в пределе и до образца начала 90-х годов. Вопрос в запасе прочности – и он не вечен. Сколько ее осталось – никто сейчас не знает, поскольку это категория не только экономическая, связанная с запасами капитала у тех же граждан, сиречь «новой нефти». Люди-то ладно, не особо субъектны, но продолжение текущей политики касается еще и групп влияния, особенно региональных. Система может разбалансироваться по двум векторам: либо «бунт на корабле» из-за потери капитала или влияния, либо «вы без меня не обойдетесь, дайте мне еще» на фоне незаменимости. Собственно говоря, нынешний накат силовиков на средний и высший чиновный слой может являть собой превентивное купирование подобных угроз, но здесь же может возникнуть и стимулирование «действуй сейчас, пока за тобой не пришли» -- но здесь мы совсем уж глубоко вступаем в эфемерное пространство вероятностей. Возникает иной вопрос: какие могли бы быть иные подходы? Пространство решений сейчас весьма сжато, ЦБ и правительство цельно и четко держат ситуацию и не могут особо что-то варьировать, но риски продолжают копиться, прежде всего фискально-бюджетного характера. Тем не менее, предложение одно все же есть: перестать докапываться до мышей. Всем тяжело, люди уходят в серый сектор, в режим выживания, в промыслы – и не надо в это лезть. Законопроект о локализации такси, рост утильсборов, снижение порога применения УСН – все эти меры принесут в казну очень мало по сравнению с тем же ростом НДС до 22%, но они крайне негативно влияют на настроения людей. В ковид государство озаботилось мерами поддержки, а в 2022 году оно фактически дало бизнесу карт-бланш на поиск и реализацию схем работы с добычей всего необходимого для отечественной экономики импорта. Это было мудро и дальновидно – и стоит вернуться к этой парадигме и соответствующим практикам. Опубликовано 26.10.25 на портале Бизнес-Онлайн, Казань. Метки: |
|
© 2011-2025 Neoconomica Все права защищены
|