Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги |
Преддверие августа20.07.2025
Если лето – это маленькая жизнь, – Александр Хан
Август в России традиционно не любят. Дело тут даже не в дефолте 1998 года, превратившемся в сознании в нечто вроде «в августе всегда происходит что-то плохое», но и в том, что это финальный теплый месяц года. За ним – дождливый сентябрь, а за ним вся прелесть осени, холода и очередного восьмимесячного периода превозмогания. И раз так – то имеет смысл свести воедино то, с чем страна входит в этот самый август. Российская экономика переживает затяжной стресс на фоне санкций и планово продолжающихся боевых действий. С начала 2002 года инфляция резко возросла: уже в апреле 2022 года потребительские цены выросли на 17,8% в годовом выражении – рекорд за 20 лет. Хотя к концу 2022-го инфляция замедлилась примерно до 12% в год благодаря жёсткой денежно-кредитной политике, ценовой шок сильно ударил по населению. Центробанк экстренно поднял ключевую ставку до 20–21% годовых в 2022 году, чтобы обуздать скачок цен. Эти меры временно охладили спрос: к декабрю 2023 инфляция снизилась до 7,4%. Однако в 2024 году рост цен вновь ускорился из-за масштабных военных расходов и ослабления рубля. Уже к февралю 2025 инфляция снова достигла двузначных значений – около 10,1% в годовом выражении – максимума за два года. Высокая инфляция подтачивает реальные доходы россиян, а возможности Центробанка сдерживать цены ограничены, поскольку основным двигателем инфляции выступают рекордные государственные расходы на решение «основной задачи». Одновременно резко вырос дефицит федерального бюджета, образуя дыру в финансах государства. По итогам 2022 года казна недосчиталась 3,3 трлн руб. – это около 2,3% ВВП и один из худших показателей за время правления Владимира Путина. Военные расходы взлетели, а экспортные доходы начали падать, и бюджет, много лет бывший профицитным, впервые оказался глубоко в минусе. Тенденция лишь усугубилась в 2023 году: несмотря на относительно стабильную экономическую активность, уже за первые четыре месяца 2023-го дефицит достиг 3,42 трлн руб. (~$45 млрд) – фактически выполнив годовой план по отрицательному сальдо. В 2024 году траты продолжали расти, и в результате по итогам 2024 года дефицит составил около 3,49 трлн руб. (1,7% ВВП) – третий год подряд в красной зоне, хотя относительное соотношение к ВВП чуть улучшилось. Особенно тревожная динамика сложилась в 2025 году. Всего за первое полугодие 2025-го дефицит достиг 3,69 трлн руб. (≈$47 млрд), то есть 1,7% ВВП – столько же, сколько изначально планировалось на весь год. По данным Минфина РФ, расходы бюджета в первом полугодии 2025 взлетели на 20,2% год к году, тогда как доходы увеличились лишь на 2,8%. Главная причина такого разрыва – резкое сокращение нефтегазовых поступлений (минус 17% к аналогичному периоду прошлого года) при одновременном взрывном росте военных и связанных с обороной трат. На национальную оборону в бюджете–2025 заложено уже 6,3% ВВП – на четверть больше, чем годом ранее, и рекордная доля со времён холодной войны. Фактически 41% всех расходов федеральной казны пойдёт на армию, силовиков и службу безопасности, вытесняя гражданские статьи. В ответ Минфин вынужден латать бюджет всеми доступными способами, включая траты резервов. Уже в январе 2023 года правительство объявило о продаже части средств Фонда национального благосостояния – в основном китайских юаней – для поддержки бюджета. С 13 января 2023 начались интервенции на валютном рынке: за три недели планировалось продать 54,5 млрд руб. из фондов ($0,8 млрд). К началу 2025 года ликвидные активы ФНБ сократились примерно на две трети по сравнению с исходным уровнем и упали до 3,3 трлн руб. (~$39 млрд). В 2025-м правительство вновь планируют задействовать резервы – изъять около 447 млрд руб. (около 10% ликвидных активов ФНБ) для покрытия части дефицита. Проблема в том, что такие меры чреваты побочными эффектами. Продажа валюты из резервов приводит к укреплению рубля, из-за чего экспортная выручка в рублёвом эквиваленте сокращается – бюджет получает меньше рублей за те же баррели нефти. Это, в свою очередь, лишь увеличивает недостачу доходов и вынуждает власти ещё активнее черпать резервы или же даже печатать деньги – замкнутый круг, грозящий усилением «дыры» в бюджете. Финансирование дефицита путём монетизации (непрямой эмиссии) могло бы ускорить инфляцию, поэтому пока Минфин делает акцент на займах внутри страны и разовом изъятии прибыли у госкорпораций. Отдельный удар по экономике – обесценение рубля. В начале СВО рубль пережил драматичные колебания: в конце февраля – марте 2022 курса достигал антирекорда свыше 120 руб. за доллар, затем, благодаря жёстким валютным ограничениям, национальную валюту полуискусственно укрепили – летом 2022-го курс временно опустился крепче 60 руб./$. Однако по мере адаптации рынка и введения новых санкций рубль вновь стал ослабевать. К началу 2023 года снятие части валютных ограничений и падение экспортной выручки привели к поступательной девальвации. Сальдо текущего счёта (показатель притока валюты от торговли) стремительно сокращалось – за январь-июль 2023 положительное сальдо рухнуло на 85% по сравнению с тем же периодом годом ранее. Это лишило рубль прежней поддержки. В результате к августу 2023 национальная валюта достигла нового минимального уровня с начала СВО: на Московской бирже курс пробил психологическую отметку 100 руб. за 1 доллар, ослабев до 101,75 руб./$ – худшее значение за 17 месяцев. С начала 2023 года к тому моменту рубль обесценился почти на 30%, а с момента начала СВО потерял около четверти своей стоимости. Стремительное падение рубля встревожило власти: в Кремле обвинили Центральный банк в «слишком мягкой» денежной политике, а советник президента Орешкин публично потребовал ужесточить кредитование. Банк России 15 августа 2023 созвал внеочередное заседание и резко поднял ключевую ставку – с 8,5% сразу до 12% годовых, пытаясь остановить падение курса. Дополнительно регулятор сигнализировал о возможных валютных мерах и сжатии рублевой ликвидности. Эти шаги на время отбили атаку на рубль: во второй половине августа курс откатился, укрепляясь к уровням ≈95–97 руб./$. Тем не менее фундаментальное давление на рубль сохранилось. В ходе 2023 года торговый баланс России ухудшался – экспорт снижался, импорт отчасти восстановился через параллельные каналы – и без притока нефтедолларов валюта продолжила слабеть. К концу 2023 – началу 2024 курс снова превысил 100 руб./$. Лишь в феврале 2025-го рубль неожиданно начал укрепляться, достигнув к началу июля уровней порядка 79 руб./$. Парадоксально, но укрепление объясняется во многом всё теми же чрезвычайными мерами: сверхвысокие процентные ставки (ЦБ удерживал ключевую на уровне 21% до конца 2024 года, а затем лишь незначительно снизил) и продажи валюты из резервов сократили денежную массу и поддержали рубль. Кроме того, мировые цены на нефть во второй половине 2023 – начале 2024 несколько подросли, что улучшило экспортные поступления. Как отмечает глава ЦБ Эльвира Набиуллина, российская экономика теперь вынуждена полагаться почти исключительно на внутренние источники финансирования – доступ к дешёвому иностранному капиталу отрезан санкциями. Всё это привело к относительной стабилизации рубля: в июле 2025 он торгуется в районе 75–80 за доллар. Сильный рубль помог притормозить инфляцию к лету 2025 года, позволив ЦБ впервые за длительное время смягчить политику (в июне ставка опущена до 20% годовых). Однако такая крепость национальной валюты ударила по доходам экспортеров. Многие промышленники и чиновники стали критиковать Центробанк, называя рубль «переоценённым» и требуя его ослабления ради пополнения бюджета. Набиуллина отвергла эти призывы, указав, что намеренная девальвация лишь подорвала бы доверие и разогнала бы инфляцию. Эта дилемма отражает структурную проблему: слабый рубль разгоняет цены внутри страны, а слишком сильный – урезает экспортные рублевые доходы. В условиях санкций ЦБ приходится балансировать между этими рисками, обеспечивая относительную стабильность курса административными методами. Критическим фактором, определяющим и состояние бюджета, и курс рубля, остаются нефтегазовые доходы, которые в результате санкций резко сократились. До 2022 года продажа углеводородов приносила порядка трети всех доходов федерального бюджета. В 2022 году, несмотря на рекордные цены нефти весной, санкционное давление к концу года снизило энергопоступления. Полного эмбарго ЕС на российские нефть и нефтепродукты тогда ещё не было, но многие покупатели стали избегать российской нефти, требуя больших скидок. Российская марка Urals торговалась с огромным дисконтом: если бюджет–2023 верстался исходя из цены Urals $70,1 за баррель, фактически в начале 2023-го она упала до около $50. В рублях это оказался минимум за два года, сильно ударивший по доходам казны. Кроме того, экспорт российского газа обвалился: «Газпром» фактически перекрыл поставки в Европу, а взрывы «Северных потоков» осенью 2022 года сделали невозможным транзит по ним. Европейские покупатели сократили долю российской нефти до 4–5% от прежнего объёма (ещё в 2021 она составляла ~40% экспорта), резко сузив рынок сбыта. Россия сумела перенаправить значительную часть нефти в Азию, прежде всего в Китай и Индию, но за это ей приходится платить ценой большого дисконта и удорожания логистики. По итогам 2022 года нефтегазовые доходы РФ составили около 11,6 трлн руб., а в 2023-м сократились примерно на 24% – до 8,82 трлн руб. В 2024 году ситуация лишь частично улучшилась. Благодаря переориентации потоков на Азию и восстановлению цен Urals (весной 2024 она превысила $60), руководство РФ надеялось увеличить нефтегазовые доходы снова до 11,5 трлн руб. Однако эти планы уже сталкиваются с новой реальностью: рост расходов и ужесточение санкций опережают любые ценовые выгоды. В первой половине 2025 года поступления от продажи нефти и газа составили лишь 3,37 трлн руб., что на 1/6 меньше, чем годом ранее. Особенно тревожным сигналом стал июнь 2025, когда месячные нефтегазовые доходы впервые с начала СВО опустились ниже полумиллиона – ≈495 млрд руб. Это свидетельствует о сочетании нескольких факторов: сезонного падения цен, максимальных скидок на российскую нефть, сокращения экспорта и действия ценового потолка G7. В итоге доля нефтегазовых денег в бюджете упала. В поисках компенсации правительство пытается повысить прочие доходы – например, за 2023 год ненефтяные доходы даже выросли на 13% благодаря высокому НДС и налогам с прибыли. Но в 2024 эта тенденция начала сходить на нет: рост поступлений НДС замедлился до 7–9% (годом ранее +21%), что указывает на стагнацию внутреннего спроса. В целом резкое падение сырьевых доходов лишает экономику «смазки»: государство тратит резервы и наращивает долги, чтобы поддерживать расходы, но бесконечно это продолжаться не может. В этих условиях коллективный Запад продолжает усиливать санкционное давление. Летом 2025 года Евросоюз согласовал уже 18-й пакет санкций против России, довольно жесткий, хотя пока неясно, насколько активно он будет соблюдаться. Новые меры нацелены прежде всего на нефтяной сектор и финансовую систему. Ключевое новшество – снижение потолка цен на российскую нефть: ЕС вводит плавающий лимит в размере 15% ниже рыночной цены. При текущих котировках Brent (~$70) это означает максимальную цену около $47,6 за баррель для российского сырья, вместо прежнего фиксированного потолка $60. Запрет подкрепляется мерами по усилению контроля: европейским компаниям запрещено страховать и перевозить танкеры с российской нефтью, проданной дороже установленного лимита. Ранее действовавший ценовой порог G7 в $60 показал ограниченную эффективность – Москва находила лазейки продавать нефть выше этой планки, используя флот танкеров под санкционными флагами и услуги нерезидентов. Теперь ЕС пытается закрыть эти лазейки: в санкционный список добавлено 105 судов, связанных с перевозкой российской нефти, – им запрещён заход в европейские порты и любая помощь в море. Общее число «чёрных меток» для танкеров-теневиков выросло до более 400 судов. Под санкции попал и ряд иностранных компаний, помогающих России обходить нефтяные ограничения – в том числе частный индийский нефтепереработочный завод Nayara (крупный покупатель российской нефти, связанный с «Роснефтью»), а также международные фирмы, управляющие «теневым флотом». Кроме нефтяных ограничений, 18-й пакет бьёт по финансам и военной индустрии России. Евросоюз ввёл полный запрет на операции с рядом российских банков и инвестиционных фондов. Ранее около 23 банков РФ были отключены от системы SWIFT, теперь же ещё 22 российским банкам запрещены любые транзакции с контрагентами из ЕС. Фактически это полный финансовый блок: европейским юридическим лицам нельзя проводить расчёты с этими кредитными организациями напрямую. Под удар попал и суверенный фонд России: Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ) и его структурам запрещены любые операции и инвестиции в ЕС. Цель – отрезать Кремлю каналы привлечения капитала и доступ к валюте. Также снижен порог для санкций против иностранных финансовых посредников, помогающих обходить ограничения: теперь даже банки из третьих стран, способствующие пополнению казны Кремля или подключённые к российскому аналогу SWIFT (системе СПФС), могут легко попасть под европейские санкции. Пакет включает и полный запрет на сделки, связанные с газопроводами «Северный поток – 1 и 2»: запрещено любое обслуживание или поставки для этих проектов, чтобы не допустить их гипотетический перезапуск. В сфере торговли ЕС расширил экспортные ограничения: под запретом к поставке в Россию – новые виды промышленных товаров, химикатов и электроники на сумму более €2,5 млрд, которые могут быть использованы в военном производстве. Под дополнительные персональные санкции попали 55 новых фигурантов (14 человек и 41 организация), – включая компании из Китая, Турции и других стран, уличённые в помощи российскому ВПК с поставками дронов и запчастей. Представляя пакет, глава европейской дипломатии Кая Каллас заявила, что «каждая новая санкция ослабляет способность России вести войну», и подтвердила решимость Европы повышать давление столько, сколько потребуется. Последствиявсех этих процессов для российской экономики уже ощутимы и в ближайшей перспективе станут ещё более серьёзными. В течение 2022–2024 годов экономика РФ проявила определённую устойчивость за счёт адаптации к санкциям и массированного госстимулирования. Официально российский ВВП после спада в 2022 (-2,1%) вернулся к росту: по оценкам правительства, в 2023 году экономика выросла на 3,6%, а в 2024 – ускорилась до 4,3%. Однако значительную часть этого подъёма обеспечил военный государственный спрос – производство вооружений, амуниции и обеспечение армии учитываются в ВВП и временно разогнали промышленность. Увы и ах, подобный рост в рамках «военного кейнсианства» носит ненадёжный характер и постепенно исчерпывает себя. Центробанк прямо предупреждает о «турбулентных временах» и прогнозирует резкое замедление роста в 2025 году – многие высокие официальные лица признают, что нынешняя экономическая модель «исчерпала потенциал» роста, упражняясь в риторике (последний шедевр – «переохлаждение»). По оценкам МВФ, в 2025 году рост российской экономики может составить лишь около 1,5%, при том, что инфляция останется высокой – порядка 9% за год. Сам Банк России ранее повысил прогноз по инфляции на 2025: ожидается, что цены вырастут в среднем на 7–8% вместо прежних 4–5%. Это значительно выше целевого ориентира 4%, то есть двузначная инфляция может вновь стать реальностью без ужесточения политики. Дальнейшие перспективы во многом зависят от внешних факторов – цен на энергоносители и глубины санкций. Если мировые цены на нефть останутся на умеренном уровне или снизятся, а новые санкционные ограничения (такие как более жёсткий ценовой потолок) эффективно урежут экспортную выручку, то в следующие годы Россия столкнётся с ещё большим дефицитом финансирования. Правительству придётся делать непростой выбор: сокращать ли гигантские расходы на оборону и соцподдержку или искать новые источники доходов через повышение налогов и заимствования. Оба пути чреваты политическими и экономическими издержками. Пока что Кремль демонстрирует решимость продолжать сражаться, финансируя СВО за счёт накопленных резервов и перестройки экономики на военные рельсы, но запас прочности не бесконечен. Итого: страна сумела смягчить первые удары санкций и избежать мгновенного коллапса, но ценой ускоренной инфляции, обесценивания сбережений и проедания финансовых резервов. Каждый следующий месяц СВО увеличивает бюджетную дыру и нагрузку на экономику. Усиливающееся санкционное давление – теперь уже вплоть до 18-го пакета – постепенно «перемалывает» экспортные доходы и ограничивает доступ России к капиталам и технологиям. В краткосрочной перспективе государственные расходы и администрирование курса поддерживают видимость стабильности. Но, не исключено, уже в ближайшие кварталы нас ждет стагнация или даже рецессия. Если военные действия продолжатся, а санкции – ужесточатся, то к 2025–2026 гг. российской экономике грозит стагфляционный сценарий: вялый рост (около нуля) при высокой инфляции порядка 8–10-12%. В перспективе нескольких лет Россия рискует столкнуться с исчерпанием резервов и вынужденной реструктуризацией бюджета, помимо уже идущей национализации – уже звучат идеи повышать налоги и изымать сверхприбыли бизнеса, чтобы свести концы с концами. В итоге, хотя немедленного обрушения не произошло, совокупность цифр – двузначная инфляция, многотриллионный дефицит, рубль под давлением и упавшие нефтедоходы – свидетельствует о нарастающем давлении на экономику РФ. Последствия этого давления уже проявляются: ускорение цен, в том числе и за счет роста стоимости ЖКХ, ударило по уровню жизни, бюджетные дыры подрывают инвестиции в развитие, а международная изоляция консервирует технологическое отставание. Без кардинальной смены курса прогноз для российской экономики остаётся мрачным: затяжное прозябание и постепенное проедание накопленного благосостояния в обмен на иллюзию краткосрочной стабильности. А впереди еще и август. Опубликовано 20.07.25 на портале Бизнес-Онлайн, Казань. Метки: |
|
© 2011-2025 Neoconomica Все права защищены
|