Новая теория Материалы О нас Приглашение к сотрудничеству Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Новая теория
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, СНГ, моделирование, проектная деятельность/проектировщики, аврально-опытная деятельность (АОД), рутина, виды управленческой деятельности, иерархия, бюрократия, энциклопедия, национальное государство, инвестиционный климат, реформа, Белоруссия, фирма, пузырь, ВТО, Административная реформа, налоги, коррупция, фондовые рынки, Южная Америка, Украина, Великобритания, Италия, средний класс, исламские финансы, золотой стандарт, залоги, социализм, капитализм, МВФ, Япония, рейтинги, облигации, бюджет, СССР, наука, ЦБ РФ, рубль, финансовая система, политика, нефть, финансовые рынки, финансовый пузырь, прогноз, евро, Германия, Греция, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, доллар, QE, бизнес в России, территориальная империя, реальный сектор, финансовый сектор, деньги, администрирование
 

Задачи и проблематика теории. Выпуск 1 (12.09.2013)

12.09.2013


Сейчас многие обсуждают, задают вопрос, спрашивают, что такое неокономика, можно ли в двух словах сказать, что это такое, о чем это. Что-то придумывают сами. Если хотите в двух словах, то неокономика – это исследовательский проект. И никакого другого определения пока, на сегодняшний день у неокономики нет.
Многие считают, так сложилось исторически, что неокономика – это, прежде всего, что-то про разделение труда. Это и верно, и неверно. Разделение труда и концепция разделения труда, конечно, –это очень важный пункт для неокономики, для новой экономической теории. Это был первый пункт, исходный пункт, первое, что было придумано. Опять-таки, почему это было придумано? Зачем это было придумано? Потому что стояли вопросы: что такое экономическое развитие, почему одни страны развиваются и достигают богатства, а другие, развивающиеся страны, стараются что-то сделать, но очень часто терпят крах, а некоторые, тем не менее, получают успех, но далеко не все.
К этим вопросам в какой-то момент добавился и следующий вопрос. А что произошло с советской экономикой? Почему рухнула советская экономика? Почему вопреки многочисленным ожиданиям после того, как начался рынок, уже российская экономика не стала расти и развиваться, а наоборот – попала в тяжелейший кризис? И можно ли с этим что-то сделать? Вот эти вопросы, этот блок вопросов, собственно, и составлял предмет моих размышлений многолетних. И тогда в какой-то момент пришла идея, что тесть такой фактор, как разделение труда.
Все эти вопросы, по крайней мере, многие из них, как мощный прожектор, высветило и стали ясны многие подробности, вещи, то, что было упущено когда-то. Еще раз: был исходный фактор, в отношении которого сразу стало ясно, что с его помощью можно объяснить, показать, описать многие явления реальной жизни, которые в рамках ортодоксальной экономической теории своего разрешения не имеют. А вот дальше-то, на самом деле, встала другая проблема. Вот посмотрите: есть массив экономического знания. Это далеко не весь массив. У нас полки книжные ломятся от этого массива. И есть идея, на листочке, может быть, изложена, что разделение труда играет роль. В каком соотношении находятся этот массив и эта идея? Что это такое? Это просто страничка в этой книжке или что это?
На самом деле, на этот вопрос очень сложно ответить. Если мы вставим эту страничку в эту книжку, то что надо будет в этой книжке изменить? Не только здесь, а, еще раз говорю, речь идет о сотнях и тысячах книг, которые, между прочим, сами друг с другом спорят, ведут дискуссии, на какие-то вопросы отвечают, на какие-то нет. В каком соотношении это находится? Собственно, с разделения труда и начался исследовательский проект. Этот исследовательский проект в первую очередь заключался в понимании, в каком соотношении все это находится. Многое из того, что вы сейчас знаете или считаете, что знаете под видом неокономики, – что-то слышали, что-то читали, что-то видели – это, на самом деле, очень сложный, иногда грамотный, часто безграмотный, часто не понятно какой, смесь некой исходной идеи и наработанных уже за некоторое время выводов, следствий и вот этого массива знаний. Поясню просто. Многие считают, что неокономика предсказала кризис и что-то такое может сказать про кризис.
Ну, конечно, когда у вас появилась идея разделения труда, идея роста разделения труда, его роль в экономическом развитии, то стразу становится понятно, что экономическое развитие по старой модели, основанное на росте разделения труда, имеет свой предел, конечно. Это было понятно. Т.е. неокономика говорила, что эта модель конечна. К предсказанию нынешнего кризиса это не имело никакого отношения. То, что вы сейчас слышите, когда вам говорят про экономический кризис, что это неокономика – неокономика не имеет к этому никакого отношения, она там только упоминается. Предсказание кризиса, описание его – это, на самом деле, скорее дань экономической эрудиции тех, кто над этим работает. Т.е. знание вот этого массива знаний, а не неокономики.
Неокономическая картина кризиса еще на самом деле не создана. На самом деле, она уже есть, по крайней мере, в некоторых основных очертаниях, и как-нибудь я, может быть, об этом расскажу. Но для этого надо будет пройти некоторый предварительный путь, для того, чтобы понять, что такое неокономика на современном этапе. То, что вы знаете про кризис, и считаете, что знаете с неокономики, на самом деле, по большей части вы знаете из учения австрийской школы. Как это ни парадоксально, самой либеральной, отъявленно либеральной школы современной экономической мысли. Во многом австрийская школа, частично кейнсианство, в какой-то мере приправленное марксизмом, и немножко из неокономики, в том смысле, что неокономика единственная, которая показывает, что современная социально-экономическая система имеет предел. Вот только в этом смысле все, что вы знаете про кризис, имеет отношение к неокономике. Все остальное – это отсюда, из этого учебника.
Исследовательский проект. Еще раз вернемся. Как соотносится идея и вот это самое знание. Долгое время многие конкретные высказывания об экономике – это была какая-то смесь того, что получалось в рамках неокономики, того, что известно из этого учебника. На каком-то этапе – это произошло не так давно, на самом деле, это произошло год назад – стало понятно, что вот эта исходная идея, если ее развивать, если над ней работать, если ее оформить как исследовательский проект, говорит нам, что все это знание якобы можно поставить в кавычки. Это не знание, это не наука, это, опять-таки, не буду говорить что. Мы описываем, что это такое, и в результате каких процессов появилось вот то, что называется современным экономическим знанием. Этому экономическому знанию мы сейчас должны противопоставить не листок, а другой такой же том и множество еще других томов на разные темы конкретные. Только тогда мы будем иметь неокономическое знание о реальных экономических, социальных, политических и многих других процессов, потому что, неокономика – это не только экономическая теория, но это и социальная теория в самом широком смысле этого слова.
Вы меня спросите, в чем же тогда польза неокономики? Ну, понимаете? А в чем польза вот этой книжки, на самом деле, для вас, когда сейчас совершенно очевидно, что тут все не то и не про то. При этом она дает практические советы. Вы можете ими пользоваться как угодно, считать, что они как-то обоснованы. Почему? Потому что есть же толстая книжка, и не одна толстая книжка. В чем вам практическая польза от этой книги? И в чем практическая польза от еще не написанной? Ну, практическую пользу на сегодняшний день от неокономики могут получить только те, кто участвует в исследовательском проекте. И могу сказать, что те, кто участвует в этом исследовательском проекте, ее получают. В какой форме? Они понимают, на какие вопросы уже есть ответы. Они знают, какие вообще вопросы можно задавать, а какие задавать бессмысленно. На какие вопросы есть ответы. На какие вопросы еще нет ответов, но они могут быть получены, и каким путем могут быть получены. А некоторые уже даже, могу сказать, и это меня радует, научились сами и задавать вопросы, и давать на них ответы. Т.е. спрашивать самих себя, что их интересует, и вполне в рамках неокономического знания давать на это ответы.
Вот такая польза. И сегодня пользу от неокономики может получить тот, кто участвует в процессе. Я не знаю, как будет потом, как все сложится, будет ли какая-то польза для тех, кто будет находиться вне неокономического знания. Я, кстати говоря, в этом сомневаюсь. Я считаю, так видится, что от неокономики пользу можно получить, только участвуя в процессе ее создания, ее разработки, задавая правильные вопросы и ища на них ответы, которые либо уже есть, либо которые можно получить. То, что вас интересует. Никакой другой пользы я пока не вижу. Что будет дальше – не знаю. Это покажет время и история. Спасибо за внимание.


<<< Вернуться в подраздел "Задачи и проблематика теории"
<<< Выбрать подраздел

Добавить комментарий:

Имя
Email
Сообщение


 
© 2011-2017 Neoconomica Все права защищены