Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

О цифре и прозрачности

24.02.2021

Не прячьте ваши денежки по банкам и углам!

– Лиса Алиса и кот Базилио

 

Прозрачность бывает разная. Оно, конечно, было бы интересно узнать, а кому на самом-то деле принадлежит дворец в Геленджике (мы ведь, будучи благонравными и добропорядочными гражданами, не верим, что там наслаждается жизнью Владимир Путин), равно как и за чей счет он построен. С другой стороны, прозрачность вполне может привести к тому, что само понятие той или иной тайны – банковской, личной, врачебной, тайны переписки уйдет в прошлое как нечто ну совершенно архаичное. Хотелось бы немного поразмышлять и порассуждать об этом явлении, тем более что один из сугубо официальных шагов в этом направлении случился буквально на днях.

Речь о том, что вышеупомянутый Владимир Путин подписал закон о внесении поправок в Налоговый кодекс, которые существенно расширяют налоговым органам доступ к банковской тайне физических лиц. Теперь банки обязаны в течении трех дней по получении запроса от ФНС предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, а также копии договора на открытие счета и заявления на его закрытие. Помимо того, передаваться должны и образцы подписей вместе с оттисками печатей. Последнее, очевидно, особенно умилительно: речь, фактически, идет не только об отмене банковской тайны, но и об утрате контроля управления счетом. Иным образом воспринять внедрение кого-то третьего в сугубо дуальные отношения банка и клиента, причем этот третий так же имеет право доступа к счету, просто невозможно – пусть даже это будет такая благородная организация, как ФНС.

Это, как вы понимаете, не всё. Практически параллельно с этим появился иной инфоповод, тоже данный ФНС. Было заявлено, что эта служба  планирует объединить сервис "Личный кабинет налогоплательщика" с данными всех онлайн-касс, после чего благонравные и добропорядочные россияне смогут увидеть все свои покупки, оплаченные с помощью банковских карт – и это будет для них ну очень удобно. Так, сообщается, что это механизм послужит, среди прочего, для  упрощенного получения имущественных и инвестиционных вычетов, что позволит сократить сроки возврата денег до полутора месяцев. Заодно, конечно же, покупки будет видеть и ФНС – и, к примеру, сможет в автоматическом режиме и реальном времени сравнивать доходы и расходы граждан, реагируя при их несоответствии.

Вообще говоря, к этому шло уже давно. Так, еще в 2019 году ФНС (возглавляемая тогда нынешним премьер-министром Михаилом Мишустиным) развернула первую версию системы сравнения и сверки доходов и расходов. Тогда она была ручная – система реагировала на крупные расходы, фиксируемые у государства (к примеру, покупка квартир и машин), инспектору поступал сигнал, после чего начиналось изучение доходов и расходов, в том числе за предыдущие периоды. Развертывание прошло, практика была признана успешной – и закономерно пошло наращивание функций системы и их автоматизации.

Следующим этапом стало отслеживание ФНС сколько-нибудь частых и/или регулярных транзакций с карты на карту и "по телефонному номеру" в отношении одного получателя. По итогам внедрения этой меры уже в августе 2020 года российские банки сообщили, что был зафиксирован четырехкратный рост числа запросов ФНС, направленных в кредитные организации в отношении счетов россиян – и это только за последний краткий период, после снятия весенних ограничительных мер. Иначе говоря, ФНС системно взялась за доходы граждан, с принудительным выведением таковых из тени – и соответствующей уплатой налогов.

Уплачивать же, вообще говоря, есть с чего. По состоянию на прошлый февраль российские граждане поднакопили финансового жирка: общий объем вкладов физлиц превысил 24 трлн. рублей, что на 20% превышает федеральный бюджет страны. Очевидно, эти запасы являются неплохим источником налоговых поступлений, было бы за что. За что именно – найдется: с прошлого года ФНС сфокусировалась на поиске необоснованных налоговых льгот, применяемых работодателями для уменьшения налогов и страховых взносов с фонда оплаты труда, и как раз на выявлении теневых доходов граждан, с которых не были уплачены налоги. Глубина составляет три года и, соответственно, итоговая выставленная сумма, помимо собственно налога за три года вполне может включать пени за просрочку оплаты и штрафы за несвоевременность. Говоря простыми словами, государство, обретя соответствующую цифровую мощь, получило возможность ставить неблагонравных и не добропорядочных граждан на счетчик, вполне себе в духе тех самых "ужасных девяностых", разве что без использования паяльников и утюгов. Теперь же все это полируется полным отказом от банковской тайны и фактической передачей ФНС доступа к счетам, который будет использоваться по каким-то совершенно непонятным и никому не известным протоколам.

Здесь хочется сделать лирическое отступление и напомнить, что обычный благонравный и добропорядочный россиянин и так платит примерно 47% (расчет мой) от доходов в виде налогов, уж неважно, сам или при посредничестве работодателя. В них входят 13% НДФЛ, 30% уходит в соцфонды (пенсия и медицина) и еще 20% от цены очень широкой группы товаров уходит государству в виде НДС. Если же добавить сюда еще и иные налоги, отдаваемые в казну работодателем (к примеру, земельный налог и налог на прибыль), заложенные в цену каждого товара транспортный налог и акциз на бензин, а также налог на жилье (что показывает реальное отсутствие собственности на него) то можно предположить, что итоговая налоговая нагрузка превысит 60%. Видимо, россияне это вполне одобряют, раз уж протестов и недовольства не наблюдается.

Но и это не всё. На истекающей неделе (т.е. очень вовремя) появилось исследование ВШЭ, согласно которому "60% опрошенных россиян согласны платить дополнительные налоги и сборы, которые будут идти на конкретные программы под контролем общественности". Комментировать это довольно сложно, но, если исходить из корректности методологии и адекватности вопросов, не могу не отметить того, что россияне щедры, богаты и удивительно наивны, поскольку организовать "общественный контроль" из каких-либо особо благонравных и добропорядочных россиян не составит особого труда. С другой стороны, надо упомянуть и чаемые направления таких дополнительных трат: граждане согласны доплачивать, если приоритетом будут образование и здравоохранение, а не безопасность страны и конкретно вооруженные силы.

Наконец, четвертым фактом уходящей недели стало то, что Банк России допустил возможность превращения безналичных рублей в токенизированную форму. В переводе на простой язык это означает, что появится возможность полностью отслеживать путь по экономике каждого конкретного рубля – от его эмиссии (т.е. появления новых цифр в компьютере) и до каждого конкретного счета, со всеми промежуточными. Выглядит как лютая фантастика и полный апофеоз той самой прозрачности, поскольку про каждого экономического агента можно будет сразу же сказать, кто его контрагенты, выстроить связи – и, в случае чего, наградить или же изъять из экономической системы. "Никому нельзя будет ни покупать, ни продавать…" (Откр. 13:17) и всё такое.

Какие здесь можно сделать суждения?

Во-первых, цифровизация и внедрение той самой прозрачности будут продолжаться. Это выгодно стационарному бандиту – и он будет протаскивать ее всеми способами. Вместе с тем, надо понимать, что цифровизация есть инструмент, не более чем: топором можно выстроить дом, а можно проломить череп ближнему своему. Возможно, что цифровизация приведет к автоматической и прозрачной уплате налогов, с отходом в прошлое архаичной практики с уплатой налогов и взносов работодателем. Но это далеко не сразу и никак не гарантировано – и государство будет именно этой практике всячески противодействовать, поскольку обыватель увидит, сколько денег он отдает государству на самом деле, ужаснется, и, может быть, даже посмеет не столь активно проголосовать на выборах за очередную "партию власти".

Во-вторых, у джаггернаута финансовой цифровизации и прозрачности, как ни парадоксально, есть свои лимиты. Связаны они с тем, что самим государствам и их верным агентам бывают нужны неотслеживаемые деньги, к примеру, для финансирования некоторых операций спецслужб. Иначе говоря, "дыры" останутся – но для избранных. Тот же биткойн с его последователями, несмотря на то, что подрывает авторитет центробанков, был и остается удобным для определенных закрытых транзакций – и поэтому его существование продолжается, а будущее видится относительно безоблачным. Что, впрочем, не отменяет возможных атак государств на какие-либо криптовалюты.

Ну и в-третьих – шутки кончились. ГЛОНАСС-датчики в машинах, камеры с распознаванием лиц, отслеживание соцсетей, теперь еще и мониторинг карманов и кошельков. Живите с этим, россияне. Это для вашей же безопасности и вашего же удобства.

Опубликовано 21.02.21 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Россия, реальный сектор, Будущее, налоги

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены