Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Исламская модель финансирования как альтернатива классической евроатлантической модели

01.02.2012

Тема исламскихфинансов становится все популярней в деловом сообществе. Неопределенная ситуация на мировых финансовых рынках заставляет многих задуматься, если не о принципиальной альтернативе, то хотя бы о спокойном месте для личных инвестиций. Тем более, сектор исламских финансов активно развивается, показывая в последние годы устойчивый позитивный тренд. Иными словами, стоит говорить уже о заметном сегменте мирового финансового рынка, который, без сомнения, заслуживает внимания.              

Исламские финансы: вчера и сегодня

Система исламских финансов официально появилась в  1963 году и за прошедшее время  показала хорошую динамику развития. Только за последнее десятилетие, по подсчетам агентства "Standard & Poor’s"  активы исламских банков росли в среднем на 10-15% в год.  По данным ежегодного отчета журнала "The Banker", они увеличились с 895 млрд. долларов в 2010 году до  1086 млрд. долларов в прошлом году. Прогнозируется, что к 2015 году их активы составят 2,5 трлн. долларов.

В 2010 году количество банков, предлагающих исламские финансовые услуги, достигло 655. В мире исламский банкинг функционирует либо в полностью исламских банках, либо в так называемых исламских окнах обычных банков. Сегодня исламские банки существуют более чем в 50 странах мира.

Первые попытки создания исламских банков были предприняты еще в середине 1940-х годов в Малайзии и в конце 1950-х годов в Пакистане. Однако первым банком, функционирующем на основе законов шариата, стал созданный в 1963 году в Египте банк Mit Ghamr Savings Bank, впоследствии переименованный в Nasser Social Bank. В 1975 году на заседании Организации исламской конференции (Organisation de la conference islamique) было принято решение об организации Исламского банка развития (Banque islamique de developpement, BID) по аналогии со Всемирным банком. После этого во многих мусульманских странах стали открываться исламские банки. Например, пионерамисталиDubai Islamique Banque (DIB), Kuwait Finance House (KFH) иBahrain Islamic Bank (BIB).

Спустя еще несколько лет система исламских финансов стала проводить уже международную экспансию. В 1978 году в Люксембурге был открыт Исламский финансовый дом, ставший первой подобной организацией за пределами исламского мира. Сейчас исламские банки распространены во многих странах, в том числе в Великобритании, Франции, Бельгии, США. В декабре 2011 года был открыт первый исламский банк в ФРГ в городе Мангейме. Но большая часть исламских финансов сегодня сосредоточена в нескольких странах: в Иране, Саудовской Аравии и Малайзии.  

Несмотря на бурный рост исламских финансов, они составляют сейчас всего около 2% мирового рынка финансовых услуг. Но это не мешает экспертам серьезно обсуждать будущее данной системы не только в качестве дополнения к западной модели финансирования, но и как ее альтернативу. Впрочем, такие смелые предположения стали выдвигаться после начала современного кризиса. Когда по всему миру банки, работающие по традиционным принципам, терпели огромные убытки и погибали, исламские банки показывали относительную стабильность. Это заставило экспертов посмотреть на исламские финансы с новой точки зрения, занявшись поиском ее реальных преимуществ.

 

Раб уль-маль, мудариб и другие

Так в чем же их секрет исламской модели финансирования? Вцелом роль банков в ней сводится к тем же функциям, что и в традиционной модели. Они обеспечивают работу национальной платежной системы и выступают в качестве финансовых посредников. Но если в сегменте проведения платежей принципы работы исламского банка не отличаются от западных, то в функции финансового посредника  имеются фундаментальные различия.

Во-первых, банкам, в своей деятельности действующим по  законам шариата, строго запрещено пользоваться ссудным процентом. Запрет носит название "риба". В традиционной же банковской системе деньги «продаются». Банк сначала заимствует ресурс у одной группы экономических агентов (по ставке привлечения Х%). Затем ссужает этот ресурс другой группе по ставке (Х+Y+Z)%. Собственный доход банка обеспечивает маржа (Z% в нашем примере), а Y% является платой за риск, который несет банк в случае невозврата кредита заемщиком. Таким образом, в традиционном варианте заемщик  помимо своих рисков отвечает еще и за риски самого банка. Но при этом сам банк заинтересован кредитовать как можно больше клиентов для получения процентной прибыли. Такая схема дает возможность охватить кредитованием как можно более широкий круг лиц.

В исламской модели все по-другому. В ней, как уже было сказано, отсутствует процент, а прибыль кредитора зависит от того, насколько доходным окажется кредитуемый проект самого заемщика.   Риск же невозврата займа полностью лежит на плечах кредитора. Классическая схема здесь такова: владелец денег, инвестор или финансист (раб уль-маль), будучи одной стороной контракта, вносит  в проект капитал. Вторая сторона контракта - агент (мудариб) вносит труд (физический или управленческий). Сложение этих факторов  обеспечивает реализацию проекта (работу предприятия). А получаемая прибыль делится между сторонами в той пропорции, которую они заблаговременно установили формальным соглашением.

В то же время финансовые потери в проекте полностью ложатся на раб уль-маля.  С точки зрения шариата потери, понесенные второй стороной в виде безрезультатной траты времени и сил, не менее весомы, чем потерянные деньги. Каждая из сторон, таким образом, несет свои специфические риски и убытки: денежные приходятся на финансиста, социальные — на предпринимателя. Данный принцип кредитования является прямым следствием самой исламской экономической доктрины, в которой закреплено  преимущественное значение труда над капиталом.   Здесь соблюдается полная социальная справедливость: владелец капитала теряет часть своих финансов, работник -  труд и потраченное время. В случае же успеха прибыль между владельцем капитала и наемным трудом (предпринимателем) распределяется в соответствии с ранее  оговоренной пропорцией.  

Во-вторых, в исламском банкинге должна отсутствовать информационная асимметрия, неопределенность, чреватая непредвиденным риском, носящем  название гарар.  Это арабское слово родственно глаголам «вводить в заблуждение», «совращать», «подвергать риску». Согласно исламской экономической доктрине, гарар осуждается как получение односторонних преимуществ более информированной стороной контракта. Примеров гарара можно привести множество. Скажем, это купля-продажа товара, который не находится во владении продавца при заключении сделки. Это сделка без указания точной цены, например, с формулировкой «по текущей рыночной цене». К гарару относится продажа безнадежно больного животного, груза на борту терпящего бедствие судна. В последнем случае контракт будет признан недействительным, даже если покупатель осведомлен о ситуации. Считается, что такая сделка преследует иную цель, нежели купля-продажа, а значит рассматривается как притворная.

В-третьих, сделка между кредитором и заемщиком должна быть подкреплена существующим активом. Он находится во владении продавца и имеет конкретное описание, а не указывается как некий теоретический объект в виде, например, ипотечных портфелей банков, которые обеспечивают ипотечные облигации. В-четвертых, в исламском финансировании, в отличие от западной модели, накладывается жесткий запрет на вложение денег в виды деятельности, которые в исламе считаются нечистыми. К ним относится производство и продажа алкоголя, табака, свинины,  организация игорных домов и домов терпимости и т.п.

 

Дом заката 

Именно на этих принципах и создавались современные инструменты исламского финансирования. Расскажем о некоторых из них.

Мудараба(гирад) - участие в прибыли. Собственник капитала вкладывает инвестиции в определенный проект без участия в его управлении. Обязательства инвестора ограничиваются вложенными средствами, а проектом управляет предприниматель. Собственник не может требовать фиксированной прибыли и гарантированной доходности на свой капитал. Прибыль распределяется между инвестором и предпринимателем в определенной пропорции на основе заранее достигнутой договоренности. Убытки же несет  собственник капитал, если только они не возникли в результате халатности со стороны предпринимателя.

Этот инструмент родственен традиционным депозитным вкладам  в обычных банках. Однако в исламских финансах уникальность состоит в том, что участие вкладчиков в инвестировании происходит только с их согласия и зависит от того, какой счет они открывают в банке. Выделяются три вида счетов:

·                    Текущий счет. Аналогичен чековому и сберегательному в обычных банках, исключая процентную ставку. Банку разрешено взимать плату за услуги клиентам по текущему обслуживанию привлеченных вкладов и депозитов. В случае роста инфляции в стране вкладчику выплачивается доход в качестве компенсации в виде номинального процента.

·                    Инвестиционный счет. Вкладчик инвестирует средства в различные операции, осуществляемые банком, с которым он в договорном порядке делит прибыль и убытки. В рамках такого счета и может проводиться «Мудараба».

·                    Кредитный счет. Он позволяет предоставлять краткосрочный или долгосрочный кредит нуждающимся предпринимателям, бедным слоям населения. Состоятельный мусульманин, исходя из религиозных побуждений, вкладывает свои средства (кратко- или долгосрочные депозиты) на кредитный счет банка. Тем самым,  он оказывает материальную поддержку своим братьям и сестрам по вере. Банк в свою очередь гарантирует вкладчику возврат его средств в соответствии с оговоренными сроками.

 

Мурабаха- это финансирование коммерческих (торговых) операций. Банк финансирует коммерческую операцию, получая с нее оговоренную в договоре прибыль. К примеру, банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента. При этом банк принимает на себя весь риск торговой операции. В последующем банк перепродает товар клиенту по цене, которая включает в себя оговоренную в договоре наценку, которая является платой банку за взятый им торговый риск. Эта наценка и становится доходом банка. В основном клиент возвращает взятую у банка сумму с рассрочкой.

Сукук- облигации, которые структурируются в соответствии с требованиями мусульманского права. Сакк (единственное число от сукук) - документ (сертификат), удостоверяющий право его владельца на долю в общей собственности на имущество. Традиционная облигация закрепляет заемные отношения между эмитентом и владельцем облигации. Сакк же в своей основе - это  инвестиционный сертификат, удостоверяющий право ее владельца на долю в праве собственности на базовый актив (пул активов) пропорционально  величине вложенных средств. Таким активом может стать  недвижимость, доходы от аренды, финансовые потоки от торговых операций и т. п. В качестве эмитентов могут выступать как частные лица, так и  государство.

Закат- обязательный налог. Банк создает так называемый "дом заката" для сбора обязательного налога (2,5%). Он взимается в соответствии с Кораном с имущества состоятельных мусульман. Закат направляется на обеспечение бедных, неимущих слоев мусульманского общества, обеспечение проектов улучшения быта и общественных работ. Однако в дом заката, помимо обязательного налога, поступают и добровольные пожертвования мусульман.

Кард-аль-Хасан- беспроцентная ссуда. Банк предоставляет лицу или организации беспроцентную ссуду, возвращаемую в оговоренный срок. Предприниматели, нуждающиеся в средствах, могут получить необходимую сумму из банковских фондов. Если лицо не в состоянии вернуть ссуду, то деньги безвозмездно предоставляются из фонда заката. Банк может выделить беспроцентную ссуду правительству или организации для осуществления общественных проектов (строительство заводов, фабрик, дорог, стратегических объектов).

Иджара– финансовый лизинг, являющийся популярным инструментом. Лизингодатель отдает клиенту в лизинг актив по согласованной рентной плате на установленный заранее срок. Разрешаются различные формы, включая вариант, когда часть  платежей переходит в сумму для окончательного выкупа актива после периода лизинга. В результате арендатору по контракту будет передано имущество в его собственность.

 

Реакция на инновации

Все описанные инструменты по своей форме очень напоминают традиционные варианты финансирования. Однако в их основе лежат принципы, которые их делают неповторимыми по сути. Прежде всего,  особенность заключается в том, что при кредитовании в рамках исламских финансов невозможен кредитный мультипликатор. То есть не создается дополнительная ликвидность, а значит снижается практически до нуля вероятность образования так называемых  финансовых пузырей. Вторая важная особенность исламских финансов – это механизм разделения рисков между заемщиком и инвестором, описанный выше.  

Такой подход заставляет с большой осторожностью подходить к любому коммерческому проекту. Если в традиционной модели можно заложить риск невозврата инвестиций в процентную ставку по кредиту, то исламские финансы такого не предполагают. Эта ключевая деталь позволяет предположить, что инвесторы в данной системе стараются минимизировать свои риски целым набором мер. Это не только детальное изучение финансового положения заемщика, расчета потенциальной эффективности проекта, но и "отсеивание" проектов, финансовый успех которых с самого начала сомнителен. Скорее всего высокорисковые проекты, прибыльность которых не очевидна, вряд ли интересуют исламские банки. При отборе приоритет будет отдан проектам с проверенными временем и опытом схемами получения прибыли. Инновационные же проекты, коммерческий успех которых неизвестен, в рамках исламской модели наименее привлекательны инвесторам.

Такие принципы, с одной стороны, дают очень серьезное преимущество исламской модели. В ней практически до нуля снижена вероятность возникновения финансовых пузырей, а также сильно минимизированы риски невозврата кредитов. Именно они позволили исламским банкам чувствовать себя сейчас намного лучше по сравнению с европейскими банками, отравленными «токсичными» активами. Однако модель имеет и существенный недостаток. Она не готова рассматривать инновации, как поле для инвестиций.   А без этого невозможно развитие современной цивилизации, которая идет по пути постоянного создания новых производств, технологий и   продуктов.

Вспомним, что активное развитие западных  банков полностью совпало с эпохой индустриализации. С началом промышленной революции начался стремительный рост промышленников, торговцев  и других предпринимателей. Они стремились создать либо расширить свой бизнес, а для этого требовались, естественно, дополнительные финансовые  ресурсы. И здесь на передний план вышли банки, которые взяли на себя роль ключевых посредников в промышленной и финансовой системе. 

При этом снижение рисков по кредитованию и создание избыточной ликвидности подстегнуло развитие научно-технического прогресса. Повышенная ликвидность и перенос значительной части рисков по кредитам на плечи предпринимателей дали "пищу" для резкого расширения инновационной сферы, позволив появиться и реализоваться многим изобретениям, технологиям и продуктам. Эффективно функционирующая банковская система стала залогом быстрого развития науки и промышленности. Однако у традиционной системы существует и явный побочный эффект - это  циклические финансовые кризисы, которые провоцируются во многом из-за постоянного расширения ликвидности.

Исламская модель защищена от таких кризисов.  В то же время надо понимать, что это напрямую сопряжено с механизмом консервации всей экономики. Принципы кредитования и инвестирования не позволяют развивать  инновационные, высокорисковые виды деятельности. Поэтому система исламских финансов хороша для поддержания стабильности, сохранения уже созданного. 

Впрочем, спрос и интерес к исламскому финансированию продолжит повышаться. Это во многом будет зависеть от самочувствия традиционной финансовой системы, которая пока не проявляет признаков выздоровления. Если раньше симптомы  ее болезни проявлялись в гибели отдельных финансовых структур и производств, то теперь дело дошло уже до разбалансировки бюджетов целых государств. Причем пока все попытки вылечить болезнь заканчиваются неудачей. В такой ситуации начинается поиск либо появляется стремление разработать новую модель, которые бы могла избежать недостатков нынешней. Многие видят именно в исламских финансах хорошую альтернативу, так как эта система не позволяет создавать финансовые "пузыри" - основных виновников, как считается, современного кризиса.    

Однако вряд ли исламское финансирование может претендовать на роль сменщика всей экономической парадигмы в современном мире. Скорее, это тихая «лагуна», которая привлекательна, но и попасть туда, как оказывается, не так просто. Опять же спектр отраслей, которые без обиняков готовы питать исламские финансы, не столь широк. За их бортом с высокой степенью вероятности остаются новые отрасли, которые начинают развиваться в настоящее время, инновационные и венчурные проекты. Поэтому, на наш взгляд, все сегодняшние разговоры об искусственной замене одной модели на другую не имеют под собой веских оснований. Хотя мы не исключаем, что в современной ситуации неопределенности многие инвесторы захотят снижать свои риски, используя для этого именно исламские финансы. Это расширит круг возможностей для роста этих инструментов в ближайшем будущем.  

 Журнал "Продолги", № 1 (5) февраль 2012


Метки:
Государство, инвестиции, исламские финансы

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены