Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Итоги и прогнозы

31.12.2012

"и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих"

–– Мф.24:11

 

Конец года – традиционный период подведения итогов года прошедшего и выдачи предсказаний на год грядущий. Именно об этом и пойдёт сейчас речь.

Прежде чем погрузиться в потоки информации, обещающей нам светлое (или не очень) будущее, следует немного поразмышлять о самой сути прогнозов. Человек всегда хотел знать, что будет, и на спрос всегда было предложение – от жрецов дошумерских времён, которые прозревали будущее по внутренностям жертвенных животных, до нынешних аналитиков-прогнозистов, у которых в распоряжении все достижения современных информационных технологий, огромные объёмы данных и модели реальности разной степени изощрённости.

Увы, с предсказаниями/прогнозами приходят и проблемы. Во-первых, прогноз может оказаться попросту неверен: от лёгкой ошибки до полной противоположности, а действовавшие сообразно прогнозу могут сильно пострадать. В древние времена такой горе-прорицатель мог из-за некачественных результатов работы раньше срока переселиться в мир иной. Ныне, по идее, ошибающийся значительно прогнозист должен пропадать с информационного небосклона (что логично – кому он такой нужен?), однако в реальности это не всегда так; некоторые личности, предсказывавшие весной 2008 года, когда индекс РТС составлял ~2500 пунктов, что осенью 2008 он вырастет до 3000, в то время когда он в реальности рухнул до 600-700, до сих пор продолжают свою деятельность. Увы, таковы особенности нынешнего медиапространства.

Другая опасность связана с тем, что прогноз, который по сути своей есть описание вероятных событий, причём вероятность эта меньше единицы, может, при широком распространении и достаточной (с точки зрения видящих его) достоверности, стать самосбывающимся. Классическим примером здесь является цепочка из посыла "банк N неустойчив", после чего вкладчики начинают массово изымать из него средства, в результате банк действительно становится неустойчивым, а то и разоряется.

Но тем не менее люди прогнозов ждут и надеются на лучшее – что вполне объяснимо. Однако прежде чем смотреть прогнозы на год грядущий от тех или иных авторов, следует проверить, а как сбылись прогнозы на год прошедший. Иначе говоря – имеет ли вообще смысл им доверять? А заодно, сравнивая прогноз с реальностью, можно подвести итоги года.

Поехали.

Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии, писал год назад, что "по всей вероятности, экономические и политические проблемы США и Европы, подход к решению которых был абсолютно неправильным, в 2012 году будут продолжать обостряться". В общем, он оказался прав – прорывов экономических нигде не видно. Исключение, более-менее значимое, может составить разве что подающий с лета признаки жизни строительный сектор в США, но это больше похоже на отскок, чем на тенденцию – за время кризиса у американцев накопился отложенный спрос на жильё, он не мог не начать проявляться, особенно на фоне падения цен и низких ставок по ипотеке, кроме того, только что вышедшие данные о цене домов в 20 крупнейших городах США свидетельствуют о падении цен в 12 из них.

Рост мировой экономики – ООН давала 2.6% по базовому и 0,4% по пессимистичному сценариям, ОЭСР давала 3,4%, Всемирный банк – 3,6%. Реальность, по данным МВФ, утверждавшего, что рост в 2012 году будет 4%, оказалась порядка 2,4%. ООН, очевидно, оказалась наиболее адекватной, однако наиболее точным оказался прогноз Fitch Ratings, также меток был банк HSBC.

Нуриэль Рубини, экономист, профессор Нью–Йоркского университета, за которым на Западе закрепилась слава "предсказателя кризисов", год назад предсказал еле заметный рост в США, резкое его падение в Китае и рецессию в Европе. Относительно США и Европы так и оказалось, рост же Китая, по прогнозу Банка Китая, составит 7,8%. С одной стороны, это замедление, с другой – резким его всё же не назовёшь, кроме того, Китай, по некоторым данным, сейчас старается проводить политику снижения скорости роста в пользу стабильности, дабы избегнуть разбалансировки экономики. Также Рубини сказал, что Великобританию накроет вторая волна – опять же, экономика страны оказалась в рецессии. С другой стороны, 3 квартал показал рост ВВП Великобритании, но это, скорее всего, связано с проходившей тогда Олимпиадой в Лондоне.

С ситуацией в экономике еврозоны ошиблись Нацбанк Швейцарии и ЕЦБ, говорившие о росте, в то время как прогноз американского банка Morgan Stanley, казавшийся тогда очень жёстким и предсказывавший еврозоне рецессию, попал в цель.

Отдельно стоит сказать о прогнозах датского банка Saxo Bank. Они традиционно выдают особенные прогнозы, указывая на события, которые могут произойти, но которые не получают достаточного внимания. Итак, год назад они указывали на 50%-е падение акций Apple(не сбылось, хотя тренд на снижение, по моему мнению, вполне оформился – но за год акции подросли), банковские каникулы в Евросоюзе из-за биржевой паники и новый кандидат на выборах в США (не сбылось), рецессия в Австралии (не сбылось), национализация части европейских банков, как не выполнивших требований соглашения Базель-3. Это можно назвать сбывшимся; смысл соглашений в том, чтоб сделать банки более устойчивыми, для чего требовалось увеличить их капиталы – но вступление соглашений в действие было отложено в США и в Европе, поскольку мало кто из банков был к этому готов, соответственно, они пролоббировали откладывание. Удвоения цены на пшеницу также не произошло, статус убежища от Швейцарии к Норвегии и Швеции не перешёл, курс доллар США к юаню не вырос до 7 юаней за  $1, евро к швейцарскому франку не добралось до 1,5, наконец, индекс фрахта судов Baltic Dry Index(отличный показатель реальной экономики, кстати) не вырос вдвое, как предсказывали датчане, а наоборот, рухнул вдвое. В общем, провал по практически всем фронтам.

Отдельно следует посмотреть на прогнозы по курсам валют. Главная торгуемая пара современности – евродоллар – посмеялась над всеми, кто, как, например, Rabobank, предсказывал ей разнообразные кульбиты. Причина этого кроется, видимо, в имеющемся между основными мировыми центробанками соглашении о действующих своп-линиях, которые помогают держать курсы более-менее стабильными друг относительно друга, поскольку значимые колебания здесь только вредят экономикам и привлекают спекулянтов.

Что касается России, то прогнозы разных авторов в отношении её в принципе можно считать оправдавшимися: Минэкономразвития год назад прогнозировал рост ВВП в 3,7%, по факту он будет, по всей видимости, чуть поменьше, что не принципиально. Аналогична ситуация с инфляцией – впрочем, это если не исследовать вопроса о снижающих её статистических ухищрениях; так, за 2011 год официальная инфляция составила 6,1% при величине индекса-дефлятора ВВП в 115,4. Никаких объяснений такой существенной разнице приведено не было.

Чем же нас порадует, с точки зрения прогнозов, 2013 год?

Пожалуй, не имеет смысла делать здесь дайджест прогнозов, на которые были щедры и чиновники, и коммерческие структуры – как показывают вышеприведённые примеры, слишком часто они отличаются от реальности. Но имеет смысл оценить тенденции, определить их на качественном уровне, а не количественном.

И здесь, по нашему мнению, ничего позитивного не просматривается. Фондовые рынки высоки – но страдает реальный сектор. США продолжают накапливать долг, устанавливая рекордные дефициты бюджетов, программы выкупа облигаций неэффективны. Замедляется Китай. Еврозона в рецессии, замедляется Германия, рухнули показатели регистрации новых автомобилей (опять же, отличный индикатор реального потребительского спроса). Греция в истекшем году дважды объявила дефолт, ах, пардон, реструктурировала долги – фактически, решив часть своих долговых проблем за счёт кредиторов. Страдает Япония. Более-менее неплохо выглядит Австралия, но лишь за счёт китайского спроса на сырьё, просядет он (поскольку снижается конечный потребительский спрос) – просядет и Австралия.

Наконец, Россия. Здесь, опять же, ничего нового. Высокая цена на нефть, при которой экономика в 2007 году росла как на дрожжах, уже не помогает. Рост ВВП – замедляется, замедляется и промышленное производство. Уже пошли негативные эффекты от вступления в ВТО; так, в сентябре –  ноябре импорт говядины, свинины, молока и сливок, сливочного масла и сыров вырос на 10-33,5%. И обусловлено это не тем, что мы стали больше потреблять, не ростом спроса – а снижением в рамках ВТО ввозных пошлин на эти товары, которые, понятное дело, конкурируют с отечественной продукцией, вытесняют её с рынка, разоряя производителей и лишая людей работы, со всеми вытекающими. Кроме того, продолжается утечка капитала. Сохраняется сырьевой характер экономики. В общем, никакого счастья здесь не предвидится.

Главным же итогом уходящего года стоит считать всё больше проявляющееся в обывателях, экспертах и политиках понимание, что нынешний кризис – это надолго. Достаточно оптимистичные, позитивные реляции, которых было много ещё год назад – практически пропали. Улучшений никто не ждёт, и самые оптимисты относят их на 2014 год, видимо, обуславливая это тем, что "ну должен же после спада быть рост". Прямо скажем, слабое объяснение, которое имеет в основе своей надежду, а никак не понимание происходящего.

Позитив здесь, пожалуй, лишь один.

Любое изменение, в том числе и в худшую сторону, всегда связано с новыми возможностями.

Желаю никому их не упускать в наступающем году.

Опубликовано 31.12.12 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
США, Европа, Кризис, Россия, реальный сектор, Мировая экономика, инфляция, Китай, Будущее, Прогноз, Япония

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены