Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Бизнес-образование в России

19.11.2012

Учиться, учиться и еще раз учиться!
В.Ленин, профессиональный революционер

Сегодня уже можно уверенно говорить о том факте, что образование превратилось в неотъемлемую часть жизни современного активного человека, имеющего собственное дело.

Посещение курсов, лекций, тренингов стали обычной, даже в некотором смысле, обыденной, частью жизни, такой же как работа, посещение фитнеса, шоппинг или визиты к стоматологу. Более того, посещение различных образовательных мероприятий попросту стало модным занятием. Какое отношение это имеет к бизнес-образованию? Разберемся.

Под бизнес образованием понимается та его часть, которая направлена на профессиональных управленцев после получения высшего образования. Услуги по этому направлению предлагают не только классические бизнес-школы, но и тренинговые компании, и отдельные тренеры-консультанты. Их популярность, даже в условиях кризиса, а частью и по его причине, объясняется очень просто: быстро меняющиеся условия, в которых приходится вести бизнес.

Этот же фактор популярности позволяет поставить и ключевую проблему: отсутствие системы бизнез-образования, как на западе, так и в России. При этом понятно, что стандарты российского бизнес-образования большей частью основаны на западных образцах. Такая система подразумевает модель - как теоретическую базу, так и идеологию, - а также практики управления, которые могли бы позволить обучать менеджера на всех этапах его продвижения по карьерной лестнице, от рядового сотрудника, до топа.

Так было не всегда. До 70-х годов 20 века идейная и идеологическая система бизнес-образования существовала. В ее центре стоял производственный процесс, или, иными словами, работа реального сектора по производству товаров. Основой теории управления была теория массового обслуживания и, как следствие, выстраивание цепочек по обслуживанию производственного процесса. Образование в этом направлении имело системность и завершенность как на западе, так и в СССР – стоит взять любой учебник по теории управления тех лет, чтобы в этом убедиться.   

В 70-е годы этот стержень начал распадаться. Причиной стал кризис реального сектора и развитие сектора услуг, в том числе кратный рост финансового сектора. Экспертные оценки по соотношению реального и финансового секторов в 70-е годы составляют 70% к 30% и 30% к 70% в наши дни.

Перестало иметь значение, в чем именно состоит бизнес и каким образом он встроен в систему производства внутри страны и за е пределами. Единственно важным фактором стала привлекательность этого бизнеса для финансового сектора, для кредиторов и инвесторов. Пузыри и последующий крах на рынке доткомов в начале 2000-х годов – яркий тому пример. Выяснилось, что в целом система интернет-технологий и многих отдельных проектов в ней не окупилась и не имеет ровно никакого отношения к повышению эффективности производства. Однако банки вкладывались в эти бизнесы как в привлекательные, особо не разбираясь, в чем конкретно бизнесы состоят.

В компаниях появились и были раздуты разные подразделения, не имеющие прямого отношения к непосредственному бизнес-процессу: финансовые, аналитические, рекламные, маркетинговые и т.п.

Соответственно, общая система управления была разбита на разные направления и блоки: мотивация, подбор персонала, аналитическое обеспечение и проч. С течением времени связь этих блоков с реальным производством товаров и услуг все больше ослабевала.

Чтобы хоть как-то упорядочить взаимосвязи между отдельными частями бизнеса во всей компании, в 90-е годы была разработана идея бизнес-процессов. В 2000-х годах эта идея пришла в Россию. На данный момент это единственная рабочая модель для анализа и упорядочивания бизнеса компании.

Трудно сказать, насколько она является эффективной для собственников бизнеса, если вспомнить, какое количество консультантов приглашается для анализа и отладки бизнес-процессов. А на самом деле, конечно, чтобы разделить ответственность за принятие управленческих решений с посторонним консультантом. В то время как единственным реальным делом собственника, как и компетентного управленца, является понимание бизнеса его компании и вырабатывание стратегии ее развития на основе этого понимания.

Возвращаясь к проблеме образования, можно отметить, что и клиенты бизнес-школ и эксперты в бизнес-образовании обращают внимание на слабый уровень практической направленности процесса обучения: небольшое количество реальных практиков управления бизнесом, большое количество теоретических предметов, слабо связанных с реальностью и являющихся скорее университетскими, академическими.

Но тут возникает следующая проблема: не вполне понятно, чего ожидают сами менеждеры от программ бизнес-образования? Многие слушатели таких программ не могут четко сформулировать свой запрос. Зачастую школа выбирается исходя не из собственных потребностей, а исходя из того, насколько эффективно школа сможет себя «продать» с точки зрения завлечения клиентов. Некоторые школы продвигают себя исходя из продолжительности работы на рынке бизнес-образования, другие школы открываются при университетах, уже завоевавших себе репутацию. В то время как тренинговые компании и отдельные тренеры «продают» себя как получившие зарубежное бизнес-образование и в основном делятся своими впечатлениями насчет ведения бизнеса в разных аспектах.

И тут нужно четко сказать, что менеджеры делятся на собственников бизнеса, которые понимают, как устроен их бизнес и в чем состоят его проблемы, и наемных менеджеров-специалистов в своей области, которым в принципе безразлично, чем конкретно компания занимается. Но тренерам приходится сталкиваться с тем, что различить эти две группы на первом этапе очень сложно.

Чего ожидают управленцы, приходя на бизнес-тренинги? Трудно сказать. Иногда создается впечатление, что большая часть приходит с целью получить рецепт успеха от приезжего мастера и обсудить проблемы «в целом». Отчасти, этим фактором объясняется популярность бизнес-тренингов, лекций, конференций и других образовательных мероприятий. Запрос от такой аудитории можно сформулировать так: «хотим получить что-нибудь практическое, ближе к земле». Это оправданно, если есть четко сформулированная проблема, и пришедший человек фактически получает консультацию,  и совершенно неоправданно, когда определенной цели нет.  

И лишь примерно пятая часть слушателей приходит с конкретной задачей, которую надеется решить в процессе тренинга. Но чтобы такую задачу поставить, нужно проделать огромную часть рутинной работы по анализу бизнеса. А к этому приучена лишь малая часть нашего бизнес-сообщества: очень небольшая часть бизнесменов создала свой бизнес с нуля, самостоятельно, а не получила руководящую должность тем или иным образом.

В итоге получается, что, во-первых, реальное бизнес-образование подменяется обучению разрозненным блокам, а во-вторых, вряд ли можно сказать, что в России сформировалось бизнес-сообщество реальных собственников, которое может сформулировать свой запрос к системе бизнес-образования.

Выход из этого положения пока найден в зачастую бессистемном посещении всех тренингов подряд в поисках конкретной информации и рецептов. Да, они, безусловно, расширяют кругозор и способствуют расширению круга связей, но насколько они эффективны для бизнеса компании, остается вопросом.

На наш взгляд, давать конкретные рецепты можно лишь в процессе личной консультации, посредством анализа конкретного бизнеса, его проблем и задач.

Наша задача как исследователей состоит в том, чтобы описать место бизнеса в контексте социально-экономической в стране в целом, а также в контексте ситуации на мировом рынке. Именно это позволит управленцу понять и оценить глобальные перспективы бизнеса и принять решение по его развитию самостоятельно. Собственник должен принимать ответственное решение самостоятельно. Это закон. Иначе он кто угодно, но не управленец.

Некоторые при этом нам говорят – ваши лекции в целом слишком академические, дайте нам конкретный рецепт. В этом случае им можно посоветовать читать «поваренные книги», в которых описано, что делать, какими инструментами и в каком порядке. В таких «поверенных книгах» нет недостатка; их так много, что, если бы их погрузили на борт «Титаника», он пошел бы ко дну и без помощи айсберга (цит. по М.В. Кревельд, книга о трансформации войны). Мы считаем, что мир находится  в такой ситуации, когда на нее нужно смотреть глубже и дальше, чем это делалось до сих пор.

И все же лозунг, вынесенный в эпиграф, остается актуальным. При этом надо помнить, что занявшись бизнесом, нужно регулярно проделывать огромную работу, чтобы разобраться какое именно образование вам нужно и для решения каких задач. Если вы, конечно, хотите, чтобы ваш бизнес произвел революцию в своей области.

Метки:
бизнес в России, Образование

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены